http://www.eprussia.ru/teploenergetika/44/638718.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (44) октябрь 2019 года

Личный счет тепла или стимул к энергоэффективности?

Главное Ирина КРИВОШАПКА
Личный счет тепла или стимул к энергоэффективности?

Федеральная антимонопольная служба РФ вслед за Минстроем России предлагает отказаться от установки счетчиков тепла в новостройках и стимулировать потребителей к эффективному потреблению энергоресурсов. Об этом недавно заявил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

– Вместо обязательства установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в новых домах ФАС России придерживается принципов стимулирования потребителей энергетических ресурсов к их более эффективному и рациональному использованию, в том числе посредством оснащения домов системами автоматического регулирования потребления тепла в системах отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также развития института энергосервисных контрактов, – сказал В. Королев РИА Новости.

Представитель ведомства считает, что одним из недостатков обязательной установки ИПУ тепла в новостройках является невозможность абсолютного контроля потребления тепловой энергии внутри помещений в многоквартирных домах.

В. Королев разъяснил, что МКД отапливаются в целом как единый объект, поскольку тепловая энергия распространяется внутри помещений и между ними и происходит практически бесконтрольный переток из теплого пространства в более холодное. Этот процесс не подвержен контролю или измерению счетчиком тепла в квартире.

– Отказ от обязательной поквартирной установки счетчиков тепла в новостройках не повлечет за собой каких‑либо изменений при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, поскольку расходы на установку приборов учета не учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию, – подчеркнул замглавы ФАС.

Предложение, высказанное регулятором, безусловно, имеет под собой основу, хотя представители власти, отрасли и руководители компаний – производителей приборов учета по‑разному оценивают эту инициативу.


Дмитрий Воловельский, первый заместитель директора СПбГБУ «Центр энергосбережения»:

– Первое, на что я обращу внимание: Виталий Королев говорил не обо всех приборах учета тепловой энергии, а только об индивидуальных приборах учета тепловой энергии в многоквартирных домах. Это важно.

Без установки общедомовых приборов учета тепловой энергии заниматься энергосбережением и повышением энергетической эффективности в многоквартирном жилом фонде бессмысленно, поскольку средства на энергосбережение будут расходоваться собственниками помещений в МКД, а считать потребление тепла многоквартирным домом будут по нормативу и эффект от выполненных мероприятий по энергосбережению не будет учитываться.

Второе. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на государство возлагается обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством его учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Соответственно, нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), для достижения разумного баланса имущественных интересов участников, в том числе и для определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в МКД коммунального ресурса и оплаты за него.

Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборному учету энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами при определении размера платы за поставленные энергоресурсы.

Не буду подробно рассматривать развитие проблемы во времени, отмечу лишь, что инициировало рассмотрение этого вопроса общеизвестное письмо Минстроя России в Аппарат Правительства РФ, в котором министерство предложило отменить обязательность установки ИПУ. Поводом для предложения Минстроя России, поддержанного ФАС России, послужили существенные перетоки тепла между помещениями в МКД, злоупотребления граждан, которые полностью перекрывают вентили в своих квартирах, перекладывая тем самым платежи за тепло на плечи своих соседей, а также высокая стоимость оснащения ИПУ. Полностью перекрывают отопление владельцы инвестиционных квартир и жители, находящиеся в иных местах проживания длительное время.

По нашему мнению, проблема действительно существует. Стоит отметить, что в части содержания и эксплуатации МКД обязательно должны выдерживаться температурные параметры зданий, несоблюдение которых будет приводить ко многим негативным последствиям: появление «грибка» в квартирах, ускоренное разрушение ограждающих конструкций здания и многое другое.

Предложенная необязательность установки не решает вопрос в целом, поскольку остаются собственники помещений в МКД, где ИПУ уже установлены, а также новостройки, где ИПУ будут установлены, так как необязательность не означает запрет на установку. Тогда, может быть, вообще запретить установку ИПУ в МКД? Но это противоречит международному опыту.

Решение вышеизложенных проблем возможно на основе доработки действующего законодательства РФ по содержанию и эксплуатации многоквартирного фонда и недопущению снижения температуры в помещениях ниже санитарно-допустимой нормы путем технического ограничения возможности регулирования теплоснабжения потребителем с введением минимального порога потребления.

Относительно высокой стоимости ИПУ отмечу, что при новом строительстве они приобретаются застройщиками оптом, и себестоимость жилья увеличивается незначительно (менее 1 %).

Также без внедрения ИПУ невозможно в полном объеме реализовать концепцию «цифровизации» или «умного города» в части теплоснабжения МКД.



Таким образом, считаем инициативу Минстроя, поддержанную представителем ФАС России, преждевременной и предлагаем для достижения разум­ного баланса интересов участников отношений внести изменения в действующее законодательство с учетом предложений экспертного сообщества.


Рашид Артиков, глава Ассоциации производителей качественной продукции:

– Здесь очевиден конфликт интересов. Производители за то, чтобы их приборы учета устанавливались в квартирах россиян, а Минстрой изменил свою позицию: прежнее руководство ведомства настаивало на установке счетчиков на каждую батарею, тогда как новое уже считает, что лучше добровольный учет. Кроме того, мы не можем говорить о полной диспетчеризации и передаче данных по объему потреб­ляемого тепла в единую систему, мы все еще снимаем показания счетчиков вручную. Путь цифровизации пока нерабочий. И начинать его надо во время нового строительства, реконструкции или капитального ремонта жилья, чтобы оснащение приборами учета ложилось не на конечного потребителя, а на ресурсоснабжающую организацию.


Дмитрий Хомченко, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ:

– Проблема имеет три аспекта: технический, юридический и институциональный.

Технический предполагает, что новостройки изначально проектируются так, что в каждой квартире могут быть установлены распределители тепловой энергии, это для граждан дешевле затрат на индивидуальные приборы учета, и технической проблемы здесь нет.

Юридически – каждый собственник отвечает за принадлежащую ему площадь. И если мы будем рассматривать, допустим, дачный участок, то его владелец сам отвечает за то, сколько он тратит на содержание своей собственности. То же самое должно быть и в квартире. В данном случае мы не имеем в виду муниципальное жилье, жилищный фонд специального пользования.

Аспект институциональный предполагает, что, регулируя потребление в отдельно взятой квартире, мы не решаем задачи счета тепла по дому в целом. Потому что существуют нежилые помещения, чердаки и подвалы, помещения общего использования, которые также должны быть обеспечены соответствующим объемом тепловой энергии. И с этой точки зрения регулирование в одной или десяти квартирах по сравнению с домом в целом не даст большой экономии. Если внедрить системы автоматического регулирования и подсчета тепловой энергии по зданию в целом, которые, безусловно, дадут экономию, то это будет очень дорого. Хотя «погодная автоматика», если она работает полноценно, как за рубежом, очень эффективное решение: каждый гражданин у себя в квартире выставляет тепловую температуру, которая ему необходима, а общедомовая автоматика регулирует отопление здания в целом, и так соблюдается общий температурный баланс. При этом гражданин платит за свое тепло и отопление общих помещений. В России эти вопросы не урегулированы законодательно.

Относясь к инициативе Минстроя отрицательно по институциональным причинам, отмечу, что это тормозит сам процесс развития. Но стоит признать, что Минстрой прав. Добровольное право установки приборов учета тепла ничего не даст, а по новостройкам этот вопрос должен решать застройщик. Если это жилье комфортное и дорогое, то надо не просто ставить приборы в квартире, надо ставить автоматику, чтобы приборы были связаны с системой учета и погодным регулированием. Застройщик в этом случае первоначально несет свои затраты, затем они возмещаются гражданами, которые покупают квартиры, либо возлагаются на муниципалитет как собственника.

С другой стороны, если посмотреть на приборы учета как на часть инженерных систем МКД, то есть две возможных ситуации, которые законодательно по теплу пока не определены, но зато определены по электроэнергетике. Известно, что с 2020 года все приборы электрической энергии будут в собственности энергоснабжающих организаций, значит, они будут снимать показания, проводить поверки приборов и т.д. Но по теплу и воде таких решений пока нет, хотя дискуссия идет. Поверка у нас чисто формальная процедура, и это всем известно.

Если «погодная автоматика» – хорошее решение за рубежом и некий опыт в пилотных районах России, то масштабно она не может применяться. При наших тарифах на тепло эти системы не очень окупаемы. В высокоэффективных домах такая автоматика большого эффекта не даст, а ставить ее на пятиэтажки не представляется возможным – затраты на установку и экономия не очень коррелируются друг с другом. А новостройки должны сдаваться с такой автоматикой.


Павел Никитин, генеральный директор АО НПФ «Логика»:

– Счетчики следует разделить на промышленные, общедомовые и индивидуальные. Промышленные обычно стоят на источниках, общедомовые – на зданиях, и по ним ведется учет теплоресурсов. То есть теплоснабжающая организация получает оплату за тепло по общедомовым счетчикам. Далее, в соответствии с законом тепло распределяется между квартирами и на общедомовые нужды. Если есть индивидуальные счетчики, то распределение идет по ним, если решило общее собрание. Производителей таких счетчиков в России не так много, и в основном они идут на новое строительство, в соответствии с новым законом. Квартирные счетчики делятся тоже на две части: одни при горизонтальной разводке в каждой квартире считают объем тепла, поступившего в квартиру. Учитывая то, что горизонтальная разводка встречается в новостройках крайне редко, в основном в домах установлена вертикальная разводка, и тогда устанавливаются так называемые распределители – непрозрачная система, на мой взгляд, аналогичная «черному ящику». Она ставится на каждую батарею и считает тепло. Какой алгоритм – никто не знает. Недоверие к такому учету достаточно большое со стороны граждан. Но даже тогда жильцы заинтересованы в энергосбережении и экономии тепла – уже по итогам получения квитанций. По своей общественной работе в рамках отраслевого объединения «Метрология и энергосбережение» я часто встречаюсь с тем, что управляющие компании пишут в счетах суммы больше реального потребления. Проблема как раз в непрозрачности учета. Когда собственник владеет индивидуальным прибором учета, то он точно знает объем потребленного тепла и планирует, когда и где можно сэкономить.
Если мы сможем гарантировать достоверный учет, то люди будут заинтересованы в энергосбережении, иначе для граждан есть слишком много соблазнов к хищениям и тогда у них теряется доверие к приборам учета.
Объединение производителей приборов учета считает, что решение лежит в плоскости цифровизации: нужна автоматизированная система учета, прозрачность данных, что и дает возможность энергосбережения. Необходимо также разработать стандарты, по которым этот учет станет прозрачным.


Личный счет тепла или стимул к энергоэффективности?

Отправить на Email

Также читайте в номере № 05 (44) октябрь 2019 года:

  • Личный счет тепла или стимул к энергоэффективности?

    Федеральная антимонопольная служба РФ вслед за Минстроем России предлагает отказаться от установки счетчиков тепла в новостройках и стимулировать потребителей к эффективному потреблению энергоресурсов. Об этом недавно заявил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

  • Системная проблема

    Когенерационные источники энергии теряют эффективность из‑за ветхих теплосетей и устаревшего оборудования с низкой маневренностью.

  • О счетчиках тепла в новостройках

    Установка ИПУ (индивидуальных приборов учета) в каждой квартире в новостройках на тепло не должна быть обязательной.

  • Еще один шаг к цифровизации тепловых схем

    Создана программа автоматической калибровки электронной модели системы теплоснабжения.

    << | < 1
  • 1
  • > | >>