http://www.eprussia.ru/epr/76/5245.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (76) декабрь 2006 года

Сервис класса «люкс» для российской энергетики

Энергетика Беседовала Татьяна ПУЛЯРОВА

Вопрос о критическом состоянии с энергоснабжением в РФ и возможном дефиците мощностей в ряде регионов обсуждался уже многократно и на разных уровнях. Нарастающий физический и моральный износ основного оборудования действующих электростанций вступает в очевидное противоречие с увеличивающимся объемом потребления электроэнергии. Эта проблема может решаться по двум основным вариантам: введение новых генерирующих мощностей либо проведение модернизаций и реконструкций действующего оборудования с обеспечением качественного сервиса.

Анализ предложений российских энергомашиностроителей в области сервиса паровых турбин приводит к неутешительным выводам.

В СССР работало три крупных турбинных завода: Ленинградский Металлический, Харьковский турбогенераторный и Уральский турбомоторный. Они выпускали суммарно 50 – 60 турбин в год. Харьковский завод теперь находится в другой стране, ЛМЗ и ТМЗ претерпели серьезные изменения. Кроме того, сама технология производства, станочный парк, особенности бизнес-процессов крупных заводов ориентированы на серийный выпуск продукции. Сервис же подразумевает быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации у заказчика, индивидуальные подходы к проектированию и изготовлению оборудования, а самое главное – нацеленность на предупреждение возможных неполадок, своевременную диагностику, контроль и наблюдение за работой оборудования, ведение статистики повреждений.

Способны ли российские энергомашиностроители предложить подобные услуги своим заказчикам? Ответить на этот вопрос мы попросили нашего эксперта – директора по сервису Корпорации «Теплоэнергосервис-ЭК» к.т. н. Ларису Александровну Жученко.

– Лариса Александровна, что, на ваш взгляд, представляет собой сегодня российский сервис энергетического оборудования?

– Слово «сервис» в России в последние годы стало очень модным. Оно является приставкой к названиям многих предприятий и организаций и олицетворяет собой нечто новое, прогрессивное и очень удобное. Как интерпретируется это понятие применительно к обслуживанию энергетического оборудования?
К сожалению, в этом рыночном сегменте многие игроки ограничиваются пониманием сервиса как элементарного обеспечения заказчика запчастями. Не спорю, обеспечение запчастями является одной из основных составляющих сервиса, ведь от своевременной поставки запчастей и их качества зависят сроки ремонтов и дальнейшая надежная эксплуатация оборудования.

Однако вопросы, в действительности возникающие на электростанциях, весьма разнообразны, и, кроме поставки запчастей, возникает необходимость в получении консультаций по проблемам эксплуатации, в разработке технических решений по ремонту, в разработке предложений по повышению эффективности турбоагрегатов и т. д.

В связи с имеющим место стремительным старением оборудования, снижением финансирования не только на замену, но также на ремонт и модернизацию турбоагрегатов круг вопросов, которые электростанции не могут решить самостоятельно, постоянно расширяется. Ситуация усугубляется снижением квалификации ремонтного и эксплуатационного персонала электростанций. Поскольку все вышеназванные проблемы взаимосвязаны, наиболее эффективно они могут быть решены только при комплексном подходе.

По нашему мнению, сервис для заказчика должен начинаться с момента появления у него необходимости ввода новых мощностей или реконструкции существующего оборудования и быть постоянным в течение всего жизненного цикла оборудования.

– Но ведь подобный подход подразумевает необходимость решения абсолютно разноплановых задач…

– Безусловно, и зачастую эти задачи не могут быть решены силами одного предприятия. Поэтому ключевой компетенцией сервисной структуры является эффективная координация работ большого количества специалистов и компаний разного профиля. Другими словами, решение задачи комплексного сервиса возможно только при умелой и грамотной работе сервисной организации в качестве генерального подрядчика.

К примеру, потребности заказчика в увеличении мощности турбоагрегата могут быть удовлетворены путем реконструкции турбины, но при этом должны быть учтены состояние и возможности сопрягаемого оборудования – турбогенератора и котла.

Целый комплекс сложных и разноплановых работ (ремонты, проектирование, монтаж и др.), которые, как правило, выполняются на электростанциях различными специализированными организациями, должен быть правильно скоординирован сервисной фирмой. Ведь именно сервисная структура обязана обеспечить качество всего комплекса выполненных работ и должна нести по ним гарантийные обязательства.

– Такие высокие требования, предъявляемые заказчиком к организации сервиса, оправданы ситуацией в российской энергетике и соответствуют мировым тенденциям.

Да, мировые тенденции показывают, что продажа энергетического оборудования без последующего сервиса в ближайшие годы будет просто невозможна. Советские энергомашиностроительные заводы потеряли свои позиции на мировом рынке только потому, что не предоставляли надлежащего гарантийного и постгарантийного обслуживания, не были готовы решать проблемы заказчика, возникшие в ходе эксплуатации оборудования. А поскольку свято место пусто не бывает, то зарубежные заказчики начали массово менять оборудование советского производства на более современные европейские, американские и японские машины, производители которых включают стоимость 6–10–12–25-летнего сервиса в стоимость контракта на поставку турбин. Заказчик в этом случае платит не за ремонт оборудования, а за отсутствие проблем с этим оборудованием.

– Как, на ваш взгляд, должно строиться идеальное сервисное предприятие?

– Успех сервисного предприятия обеспечивается двумя главными факторами: правильной организационной структурой и умелым подбором кадров.

Основная задача традиционного энергомашиностроительного завода – это серийный выпуск продукции. И технологическая цепочка, и оборудование, и персонал – весь комплекс производственных алгоритмов ориентирован именно на это, тогда как сервис подразумевает быстрое решение широкого круга внезапно возникающих вопросов. Для их решения сервисная структура должна быть мобильной и универсальной. Это касается и производства, и инжиниринга, и маркетинга, и финансов. Кроме того, сотрудники сервисной организации должны по‑особому подходить к отношениям с заказчиками, уметь грамотно выстраивать эти отношения: не только на уровне договорной деятельности, но и на уровне грамотного решения технических вопросов. В сервисе, на наш взгляд, есть место только высококвалифицированным специалистам широкого профиля.

– Нужно ли сервисному предприятию иметь собственное производство? Или, по вашему мнению, идеальная сервисная структура – это генеральный подрядчик и координатор?

– При организации сервисного предприятия важно подобрать правильное соотношение собственных производственных возможностей и объемов привлечения сторонних организаций. В российских условиях, к сожалению, риск чистой координационной работы очень высок: зачастую необязательность субподрядчиков и ненадлежащее качество их продукции могут нести угрозу срыва сроков выполнения заказа. У себя в Корпорации мы придерживаемся тактики изготовления наиболее ответственных узлов на собственной производственной базе, что позволяет нам иметь гарантии управления процессом и уверенность в качестве продукции. Именно из этих соображений мы в 1993 году создали и до сих пор активно развиваем собственное производство. Когда‑то мы начинали с чистого инжиниринга, потом появились заказы на сложные ремонты, для выполнения которых потребовалась организация производства запасных частей. Сейчас наш турбинный завод – ОАО «Уральский завод энергетических машин» – выпускает паровые турбины в сборе для полномасштабных реконструкций ТЭЦ с повышением эффективности работы станции.

Новые турбины мы проектируем индивидуально для каждого заказчика в наших специализированных инженерных центрах и конструкторских бюро.

Однако, несмотря на такое масштабное расширения сферы нашей деятельности, основной идеей Корпорации остается, как и в начале 90‑х гг., ориентация на комплексное решение проблем заказчика.

При этом, безусловно, мы широко развиваем производственную кооперацию. Наша основная производственная база расположена на территории технопарка «Уралмашевский» в Екатеринбурге, и мы активно взаимодействуем с его предприятиями, равно как и с другими российскими и зарубежными поставщиками.

– Каков ваш прогноз о перспективах развития сервисных услуг на рынке отечественного энергомашиностроения?

– На сегодня в России, да­ и в мире в целом, существует объективная необходимость сотрудничества изготовителей, ориентированных в основном на производство оборудования, со специализированными сервисными организациями.

Что касается нашей Корпорации, то мы, имея огромный опыт в сфере сервиса паровых турбин, движемся именно в направлении расширения сотрудничества с заводами-изготовителями, проектными и исследовательскими институтами… В активе у нас гибкое, эффективное, современное производство, мощный инжиниринг, кооперационные связи и широкий круг заказчиков. Поэтому мы уверенно предлагаем нашим партнерам – и российским, и зарубежным заводам-изготовителям – взаимодействие в области сервиса энергетического оборудования.

Синергетический эффект такого взаимодействия происходит от сочетания заводской специализации и комплексного подхода к осуществлению сервиса, то есть готовности решить любые проблемы заказчика.
На наш взгляд, будущее энергомашиностроения – именно за подобными объединениями.

Отправить на Email

Также читайте в номере № 12 (76) декабрь 2006 года:

  • Экономия природного газа – новая разработка Одесского института горения

    В условиях постоянного повышения стоимости природного газа ученые выясняют экспериментальным путем, какую часть газа можно заменить более дешевым продуктом. Газовая проблема перешла в новое измерение – научное. Одесские физики думают, как сэкономить природный газ. Экспериментальным путем ученые выясняют, какую часть газа можно заменить более дешевым продуктом. Как эффект от новой разработки отразится на далеких от ученого мира жи...

  • «Севкабель-Холдинг» приобрел «Завод Микропровод»

    29 ноября 2006 г. ОАО «Севкабель-Холдинг» завершило сделку по приобретению 99,9 % акций ОАО «Завод Микропровод» (Московская область, г. Подольск). Целью приобретения «Завода Микропровод», по словам президента ОАО «Севкабель-Холдинг» Геннадия Макарова, является увеличение доли «Севкабель-Холдинга» на рынке кабельно-проводниковой продукции в сегменте эмальпроводов. Покупка завода – это логическое продолжение реализации стратегии р...

  • «Европейский дом энергетики» будет создан на основе Ницианского клуба

    Ницианский клуб «Энергетика и геополитика» приобрел, как и Римский клуб, весомый международный авторитет в своей области, считает мэр Ниццы, сенатор Жак Пейра. Неформальные встречи, проводимые этим объединением, созданным в ноябре 2002 г. по инициативе муниципалитета Ниццы под эгидой Европейского института высших международных исследований, вызывают все больший интерес, отметил он, открывая пятый форум «Энергетика и геополитика». Это д...

  • Казахстанский министр энергетики ратует за создание специальной комиссии

    Казахстанский министр энергетики ратует за создание специальной комиссии, которая будет решать, насколько обосновано привлечение иностранной рабочей силы на тот или иной вид работ в нефтегазовом секторе, сообщает собкор «Тренда» в Астане. С таким предложением он вышел на заседании рабочей группы в Мажилисе во время обсуждения поправок в законы «О нефти» и «О недрах и недропользовании». «В каждом контракте по каждому недропользованию мож...

  • Энергомашиностроение страны принимает вызов

    Можно быть патриотом своего предприятия и вместе с тем защищать интересы своих коллег (проще говоря – потенциальных конкурентов), своей отрасли. Это не парадокс и не оговорка, а ключевое правило выживания в условиях более или менее открытого для зарубежных участников рынка. Именно такой позиции придерживаются участники научно-практической конференции «Энергетическое машиностроение России – новые решения» (16 ноября, Екатерин...