http://www.eprussia.ru/epr/65/4398.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

Поезд – без колес, дорога – без рельсов

У этого поезда нет магнитной подвески и обычных колес. Собственно, колес вообще нет. Между тем, если его линия пройдет по зеленому парку, то за листвой и стволами деревьев легко и не заметить – за счет чего вагоны «летят» по воздуху.

В начале индустриальной революции шахтеры Уэльса вывозили уголь на поверхность при помощи деревянных вагонеток на деревянных же колесах.

Это было тяжело, и однажды кто‑то из них догадался поместить под колеса прочные ровные доски. Вскоре эти доски заменили на стальные рельсы, да и колеса стали стальными. Потом добавили мулов в качестве тяговой силы.

Многие считают, что именно это и было фактическим рождением современных железных дорог.

Однако никто раньше не задумывался над простым вопросом: по какому пути пошло бы их развитие, если бы те самые шахтеры решили смонтировать колеса на «дороге», а рельсы – на вагонетках?

Группа американских инженеров подумала о таком «перевертыше», и вот что получилось из этого.

Название проекта «Трубчатый рельс» (Tubular Rail) от одноименной американской компании не совсем точно отражает его суть.

Представьте длинный стремительный поезд, несущийся по эстакаде монорельса на высоте 5‑15 метров над землей. Теперь уберите, собственно, сам монорельс, и вы получите транспортную систему Tubular Rail.

Что держит в воздухе поезд? В некотором роде он держит себя сам.

Точнее, он опирается краями на большие бетонные «кольца» (только они не круглые, а прямоугольные), стоящие на опорах, образно говоря, оставшихся от обычной монорельсовой эстакады после «вырезания» самого рельса.

Поезд может быть выполнен из целого ряда вагонов (или состоять из одного), каждый из которых должен обладать высокой жесткостью и превосходить по длине шаг опор дороги.

Никаких колес у этого поезда нет. Как нет здесь и дорогой магнитной подвески. Все устроено достаточно просто: колеса встроены в кольца. Они раскручиваются электромоторами.

Все, что нужно самому составу, – это система дистанционного управления моторами, которая последовательно включала бы нужные ролики по мере продвижения поезда вперед.

Но зачем такие сложности, если обычный монорельс существует и благополучно развивается много лет?

Авторы проекта отмечают несколько преимуществ. Псевдомонорельс обладает самым маленьким вмешательством в ландшафт и воздействием на природу. Он требует минимума площади под опоры и не закрывает от солнца растения внизу. Он не перекрывает вид для туристов на красоты того или иного города.

Кроме того, новая дорога обладает невысокой стоимостью за километр пути (по сравнению с обычным монорельсом) и – что не менее важно – простотой и высокой скоростью монтажа (и при необходимости –демонтажа).

Кстати, то, что колеса (подпружиненные для большей плавности хода) и электромоторы находятся на самой дороге, а не на поезде, уменьшает вес последнего и расход энергии.

Надежность системы также повышается: одно сломавшееся и отключившееся от электросети кольцо на движение не повлияет.

При пересечении автодорог «линию» Tubular Rail, разумеется, нужно будет поднимать выше крыш грузовиков. Как и линию любого типа рельсового транспорта.

Но представьте, что однажды по автотрассе потребуется провезти какой‑нибудь негабаритный по высоте редкий груз. В случае обычного монорельса путь ему здесь был бы заказан, а Tubular Rail он даже не заметит.

По мнению разработчиков проекта именно Tubular Rail спасет города от транспортных пробок, послужит идеальным средством доставки пассажиров между городским центром и аэропортом или линией связи между соседними городами.

Отправить на Email

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • «Зеленая нефть» сельскохозяйственного происхождения

    На этот раз речь пойдет не о нехватке пищи, а о дефиците нефти, потребление которой к 2030 году, как ожидается, возрастет более чем вполовину (!). Десять лет назад сама идея о «зеленой нефти» сельскохозяйственного происхождения могла вызвать лишь недоуменное пожимание плечами и ухмылки. По мнению большинства экспертов, пример Бразилии, которая уже сейчас производит 30% горючего из сахарного тростника, был примером реализации симпатичной...

  • Франция: Франция разработает новый реактор

    Франция приступает к созданию нового, четвертого поколения ядерных реакторов, призванных оказывать меньшее влияние на окружающую среду и снизить зависимость от нефти. Новый реактор должен производить меньше отходов и использовать меньше ядерного топлива. Об этом сообщил президент Франции Жак Ширак: «Нужно защитить наше будущее в области ядерной энергетики. Поэтому я принял решение о начале работ под эгидой Комиссариата по ядерной энерги...

  • Энергоресурсы: стратегия эффективного развития

    Мероприятие: «Экономика энергетических ресурсов России: cтратегия развития, фискальные и инфраструктурные ограничители» Организатор: АЦ «Эксперт» Место проведения: Россия, г. Москва Состоялась: 30 ноября 2005 г. ...

  • Законодатели энергетической моды

    Владимир Путин сделал заявку на усиление роли России на мировом энергетическом рынке. С 1 января, как известно, наша страна стала председателем в «большой восьмерке», и основным вопросом февральского саммита в Санкт-Петербурге будет энергетическая безопасность. Поэтому, сказал российский президент на заседании Совета безопасности, «Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, в новых технологиях, а ...

  • Уникальная возможность для профессионалов

    Выставка: «Атомная энергетика и электротехника» Организатор: ВК «Инконекс» Место проведения: Россия, г. Москва, ЦМТ Дата: 10‑12 октября 2006 г. ...