http://www.eprussia.ru/epr/395-396/7737570.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (395-396) август 2020 года

Ставка на мозги

Тема номера Евгений ГЕРАСИМОВ

Российское машиностроение в поисках места под солнцем международного рынка

Развитие современного российского машиностроения обусловлено спросом и предложением, где конструкторам и инженерам приходится доказывать эффективность своих решений в конкуренции с разработками лучших специалистов мира.

Вынося за скобки продукцию ВПК и атомную энергетику, можно отметить, что глобализация сместила центры производства, и в этих сферах Россия уже давно не может рапортовать о рекордных объемах изготавливаемой продукции (в сопоставлении с показателями того же СССР). Но в ситуации, когда главным преимуществом в технологическом развитии стала компетенция и R&D, едва ли это может считаться приговором отрасли. Отечественная инженерная школа, до сих пор выпускающая специалистов, востребованных по обе стороны океана, является основой многих отраслей российского машиностроения, соревнующихся с лучшими компаниями мира.

По данным Федеральной таможенной службы России, объем машиностроительного экспорта достиг наивысшего значения в 2018 году, составив 29 млрд долларов. Учитывая потенциал России, эта цифра может восприниматься лишь как некий базис, от которого нужно отталкиваться и стремиться к значениям другого порядка. Тем любопытнее обратить внимание не на традиционные ниши, такие, как атомная промышленность, занимающие огромную долю в экспорте страны. А на нехарактерные для сегодняшнего российского ландшафта начинания, добившиеся заметного успеха благодаря высокой технологичности, а порой и нестандартному подходу вкупе с талантливым маркетингом.


Не числом, а умением

Пожалуй, одним из самых необычных примеров может служить «Ирбитский мотоциклетный завод», сумевший пережить распад Советского Союза и переформатировать производство, сохранив легендарный отечественный мотобренд. Сегодня единственный в мире серийный тяжелый мотоцикл с коляской «Урал» поставляется в США, Канаду, Японию и Европу. Только в Соединенных Штатах работают 6 официальных дилеров и около 50 дилерских центров Ирбитского завода.

Процесс производства высококачественных сварных сотовых уплотнений «РОТЕК»



Действительно, объемы производства не сравнимы с советским периодом. Сегодня завод выпускает около 1200 мотоциклов в год, что в 100 раз меньше объема производства в пиковые годы того времени. Но спрос в те годы был обусловлен далеко не рыночными механизмами.

Современные технические решения, совмещенные с талантливыми и нестандартными маркетинговыми ходами дали свой результат. Завод имеет небольшой, но стабильный спрос, сохраняет наследие советской промышленности и выступает отличным амбассадором России в международном мотосообществе.


Правильные пчелы из России

Не углубляясь в вопросы экспорта готовых российских турбореактивных двигателей, который за прошедший год вырос почти на 12%, можно отметить, что высокотехнологичные компоненты российского производства находят свое применение в турбинах, производящихся крупнейшими компаниями мира. Даже сам глава Boeing признался, что «немного России есть в каждом самолете», произведенном его предприятиями.

Сотовое уплотнение «РОТЕК» в составе шрауда газовой энергетической турбины General Electric 6FA



Энергетические турбины Rolls-Royce и General Electric, обеспечивающие электричеством страны Юго-Восточной Азии, также стали комплектоваться деталями российского производства. Мировой рынок сварных сотовых уплотнений, обеспечивающих эффективность и экономичность этих машин, пополнился новым игроком из России.

В конце 2018 года компания «РОТЕК» стала единственным в стране специализированным производителем сварных сотовых уплотнений и наладила серийный выпуск этих компонентов для предприятий авиационной промышленности и энергомашиностроителей.

Ранее российские предприятия импортировали сварные сотовые уплотнения из США, Великобритании и Китая. Без этих элементов невозможно представить ни один современный газотурбинный двигатель или энергетическую турбину. «Сота» буквально запечатывает зазор между поверхностями лопаток ротора и корпуса горячего тракта турбины и препятствует перетоку рабочего тела, экономя топливо и повышая надежность.

В этом году индонезийская компания NGLTech, специализирующаяся на повышении эффективности нефтегазового оборудования, занятого в добыче и переработке углеводородов, стала официальным дистрибьютором комплектующих «РОТЕК» в Индонезии.

На сегодняшний день компоненты «РОТЕК», востребованы на всех предприятиях России, производящих авиадвигатели, энергетические турбины и осуществляющих их ремонт. Продукция компании устанавливается во всех реактивных двигателях, включая новейшую российскую разработку ПД-14. Этими деталями оснащаются вертолеты Ми-8, Ми-171, Ми-26 и самолеты Ил-76, Ан-124, Ту-214, Бе-200, МС-21.


Счастливые часов не наблюдают

Часто ли глядя на время или сож­женные калории на экране часов Apple Watch мы задумываемся о том, из чего он изготовлен? Отнюдь. Однако любопытным фактом является то, что российское АО «Монокристалл» из Ставрополя поставляет Apple искусственные сапфиры для всей продуктовой линейки компании из Купертино. 47% мирового производства искусственных сапфиров и светодиодов, планшетных экранов и другой оптоэлектроники обеспечивают ставропольцы.

Основатель и владелец концерна «Энергомера» Владимир Поляков



«Монокристалл» также производит металлизационные пасты для солнечной энергетики, которые используются в каждом 8-м модуле в мире (12% глобального рынка). 95 % продукции экспортируется в 29 стран мира, включая Германию, США, Китай, Японию, Францию, Испанию, Сингапур, Малайзию, Индию и Южную Корею.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, порой, необходимо сместить фокус восприятия… Даже космонавтика теперь не является Terra incognita и получает преимущества от конкуренции, а также благодаря независимому взгляду частного инженера.

На этом ответственном рубеже эпох важно не упустить возможность и обратить внимание на новые сферы, которые, на первых порах, не поражают масштабом. Наступило время «распределенных решений», смелых нестандартных подходов.


Экспортный потенциал требует развития

За первую половину 2020 года доля несырьевой составляющей в общем объеме российского экспорта выросла на 10 %. По мнению экспертов, для того чтобы предприятия и дальше могли развивать экспортную деятельность, им необходима поддержка.

Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации:

– В рамках общенационального плана предусмотрена господдержка для многих отраслей. Здесь для нас приоритетом является импортозамещение. К настоящему моменту 420 таких проектов уже вышли на серийное производство. И 950 – завершают подготовку к запуску. Планируем закончить актуализацию отраслевых планов импортозамещения и рассмотреть их уже в октябре. Мы нацелены на наращивание нашего экспорта. Подписано распоряжение, которым мы запускаем систему «одного окна» для экспортеров. Можно будет быстро и документы оформить, и субсидии запросить, и обеспечить продвижение своей продукции на международных рынках и выставках.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации:

– Правительство делает сегодня особый акцент на регуляторном стимулировании спроса на российскую промышленную продукцию. Принят ряд актов по запретам и ограничениям на импортную продукцию. В этой связи хотел бы попросить руководителей корпораций и холдингов скорректировать свою закупочную и инвестиционную политику. Защитные механизмы будут эффективны только в случае наличия и соответствия отечественной продукции иностранным аналогам.

Станислав Георгиевский, вице-президент АО «Российский Экспортный Центр»:

– Поддержка предприятий-экспортеров играет важную роль в реализации государственной политики восстановления экономики. Сохранение и обеспечение дальнейшего развития экспортно-ориентированных производств, органически входящих в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся предприятий, продолжает оставаться в числе государственных приоритетов.

Ключевой фактор дальнейшего развития экспортно-ориентированной деятельности – системное улучшение условий для предпринимателей, выход на лидирующие позиции в мире по доступности знаний и технологий, финансовых ресурсов, качеству регуляторной среды, инфраструктуры.



Отправить на Email

Также читайте в номере № 15-16 (395-396) август 2020 года:

  • В Воронежской области запустили «Спутник»

    Филиалы АО «СО ЕЭС» ОДУ Центра и Воронежское РДУ разработали и реализовали комплекс режимных мероприятий для включения в работу подстанции (ПС) 110 кВ Спутник – первой в энергосистеме Воронежской области цифровой подстанции. ...

  • Новые поставки Bals

    Компания «Балс-Рус», официальный дистрибьютор немецкого электротехнического гиганта Bals Elektrotechnik, открыла в России старт продаж новинки - модуля с USB разъемом промышленного назначения. ...

  • Юг России прирастает инфраструктурой

    Завершен основной этап проекта по подключению к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) трех тяговых подстанций ОАО «РЖД» в Краснодарском крае. ...

  • Приоритетов не может быть много

    До утверждения в 2014 году программы по импортозамещению доля импорта российской промышленности составляла 90 % в станкостроении и фармацевтической индустрии, 70 % – в машиностроении, 50 % – в производстве оборудования для энергетики. ...

  • Началось строительство Марченковской ВЭС

    АО «НоваВинд» приступило к строительству Марченковской ВЭС в Ростовской области. Общая мощность будущей ветроэлектростанции составит 120 МВт. ...


'