http://www.eprussia.ru/epr/379-380/6551091.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (379-380) декабрь 2019 года

Почему дроны не летают как птицы

Применение дронов в различных секторах экономики, включая энергетику, становится все более масштабным.

Как утверждают эксперты, на фоне растущего применения дронов в различных отраслях возрастает и угроза применения беспилотников для совершения преступлений, в том числе террористического характера. Именно с целью предотвращения противоправных действий в России ужесточили правила использования беспилотников – 2 декабря 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 404 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Закон инициирован группой депутатов Госдумы РФ во главе с председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пис­каревым.


Правила использования

Василий Пискарев– В правилах регистрации, учета и использования, а также в мерах ответственности за их нарушение – правила остались прежними. Новый закон уточняет лишь полномочия правоохранительных органов и силовых структур в части пресечения нелегальных полетов беспилотных воздушных судов (БВС), когда те могут угрожать безопасности граждан, – поясняет Василий Пискарев.

Напомним, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса РФ, любой дрон, коптер или авиамодель считается БВС, а тот, кто управляет им, – внешним пилотом. При этом, в соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст. 33), любые «беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету» в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация).

Для осуществления полета необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства (ИВП), которое выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ОрВД), и полис страхования гражданской ответственности. Большие дроны, весом более 30 кг, подлежат обязательной регистрации, а для управления ими необходимо получить сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота.

За нелегальный запуск БВС Кодекс об административных правонарушениях (ст. 11.4) предусматривает штрафы. Для физических лиц они составляют до 50 тыс. рублей, для юридических – до 300 тыс. рублей.

За причинение в результате несанкционированного полета беспилотника по неосторожности легкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф: для физических лиц до 2,5 тыс. рублей, для юридических – до 100 тыс. рублей. Если же полет беспилотника повлек по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то наступает уже уголовная ответственность – лишение свободы на срок до двух лет.

Кроме того, нелегальные полеты и съемка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации, составляющей государственную тайну.

Для проведения полетов над населенными пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления, после чего за сутки до предполагаемого полета подать представление на установление режима полета в зональный центр по организации воздушного движения, а за два часа связаться с диспетчером и сообщить ему о полете.

На полеты коптеров и дронов над городами федерального значения необходимо получить разрешение от органов исполнительной власти. При этом есть целый перечень мест, над которыми полеты БВС категорически запрещены. Например, это аэропорты, опасные производства, стратегические государственные, военные объекты и другие специальные зоны. Для полетов над территорией различных организаций необходимо получить разрешение у их собственников.


Возможности нейтрализации

Новый закон уточняет полномочия шести служб – ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО в части контроля, прежде всего за нелегальными полетами БВС. Теперь силовые ведомства и спецслужбы законодательно наделены полномочиями принимать решение о нейтрализации беспилотника и ее способах (в зависимости от ситуации). Силовики могут сбивать беспилотники, незаконно вторгающиеся в воздушное пространство над охраняемыми объектами, а также пресекать полет путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотником.

Василий Пискарев убежден, что закон позволит обеспечить безопасность на объектах энергетической и транспортной инфраструктуры (электростанции, аэропорты, вокзалы и т. д.), а также в местах скопления людей (концерты, спортивные мероприятия и пр.), неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.


При должном контроле использования беспилотников к 2025 году их число в России достигнет 1 млн.


По данным Росгвардии, в 2018 году ведомство пресекло 16 попыток нелегальных пролетов беспилотников над важными государственными объектами. МЧС России также фиксирует участившиеся небезопасные полеты беспилотников, когда возникает реальная угроза для жизни и здоровья людей.

«Об этом свидетельствуют, например, недавние сообщения МЧС России из зоны действия чрезвычайной ситуации в Иркутской области. Экипажи вертолетов МЧС и Минобороны, участвующих в спасении людей, неоднократно сообщали об опасных сближениях с беспилотными летательными аппаратами, запущенными без разрешения на полет», – говорит Василий Пискарев.


Махну крылом

Алексей ТузовКак отмечает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, внесенные поправки в законодательство РФ никак не отразятся на самом рынке БВС: алгоритм регистрации, учета и использования, а также меры ответственности за их нарушение остаются прежними. Законодательные ограничения направлены исключительно на обеспечение безопасности граждан России. При должном контроле использования беспилотников к 2025 году их число в России достигнет 1 млн.

– Необходимость получения разрешения на полеты беспилотника и лицензии внешнего пилота не проблема для юридических лиц: регистрация оборудования делается быстро и бесплатно, а разрешение на полеты выдается на длительный срок. Если использовать дрон, не нарушая правил, никаких сложностей для компаний, активно внедряющих или применяющих беспилотные летающие суда, не возникнет, – убежден эксперт.

Говоря о рынке БВС, то его оценки значительно разнятся. Впрочем, это не удивительно, поскольку технологии стремительно развиваются, а применение беспилотных устройств расширяется с каждым днем.

Так, по данным банка Barclays, в 2018 году объем мирового рынка коммерческих беспилотников составил $ 4 млрд., а в ближайшие пять лет он достигнет $ 40 млрд.

По прогнозам Goldman Sachs, уже в 2020 году мировой рынок БВС достигнет $ 100 млрд. Львиная доля ($ 70 млрд.) придется на военные беспилотники, а на коммерческие – $ 13 млрд.

По оценкам AeroNet, к 2035 году объем рынка услуг с использованием БВС во всем мире достигнет $ 180 млрд., при этом российские компании могут занять до 40 % за счет высокой степени востребованности.

Алексей Тузов отмечает, что «наиболее популярной сферой применения беспилотных летающих аппаратов является нефтегазовая отрасль, где дроны отправляются на геологоразведку для предварительного анализа перспективных участков, геодезических съемок для проектирования и подготовки сейсморазведки».

Сергей ГуреевНачальник Департамента капитального строительства Дирекции по закупкам и капитальному строительству ПАО «Газпром нефть» Сергей Гуреев рассказал, что цифровизация проектов стала базовой основой для применения высокотехнологичных решений при реализации объектов капитального строительства «Газпром нефти». Для обмера и контроля объемов земляных работ на проектируемых объектах компании успешно зарекомендовало себя применение беспилотников. С 2020 года «Газпром нефть» планирует вдвое увеличить число проектов, на которых они будут применяться.

– Применение беспилотников не только сокращает сроки обмерных работ более чем в четыре раза, но и позволяет обеспечить точность измерений, близкую к 100 %», – подчеркнул Сергей Гуреев.

Алексей Тузов также назвал энергетику как отрасль, где пока в частном порядке беспилотники набирают популярность. С их помощью энергокомпании осуществляют мониторинг сетей для выявления аварийных ситуаций и перегревов, выявляют отклонения от проектного положения элементов опор, контролируют появление коррозии, деформации, нарушения покрытия объектов энергетической инфраструктуры.

Например, в ноябре 2019 года энергетики «Россети Центр» на базе Липецкого филиала испытали собственную разработку – комплекс автоматического мониторинга состояния линий электропередачи 110 кВ с использованием беспилотных летательных аппаратов и зарядных станций. Беспилотный летательный аппарат самостоятельно взлетает, совершает облет линий электропередачи, передает полученную информацию в компьютер. Программный комплекс готовит рекомендации о необходимом ремонте электрооборудования.

Во время полета беспилотник может распознать 22 дефекта. В их числе разрушение изоляторов, обрыв провода, наклон опоры, нарушение охранной зоны, нерегламентная ширина просеки, подтопление опоры и многое другое. После окончания полета и посадки на зарядную станцию летательный аппарат передает информацию в компьютер пункта управления для автоматической обработки программным комплексом. Беспилотный летательный аппарат способен пролетать 40 км без дополнительной подзарядки при скорости ветра до 10 метров в секунду и температуре до 10 градусов Цельсия ниже нуля.

В свою очередь «Сибирская генерирующая компания» с помощью беспилотников и тепловизоров проверяет тепловые трассы. Таким образом до конца 2019 года на скрытые дефекты будет проверено 550 км теплотрасс Новосибирска.

Евгений ГрабчакПравоприменение дронов для мониторинга состояния энергообъектов обсуждают и эксперты Минэнерго России. По словам заместителя министра энергетики РФ Евгения Грабчака, машины могут стать заменой персоналу, который выполняет традиционные обходы, например, электросетевых объектов.

Одновременно с этим ведомство рассматривает возможность применения беспилотников в интересах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭКа.


Отправить на Email

Также читайте в номере № 23-24 (379-380) декабрь 2019 года:

  • От идеи до синхронизации

    Паровые энергетические турбины составляют основу сетевого энергетического комплекса практически всех развитых стран. Несмотря на невероятно быстрое развитие возобновляемых источников энергии, широкомасштабное промышленное внедрение этих источников в энергетическую систему, без паровых турбин при текущих технологиях невозможно функционирование этих самых энергетических систем. ...

  • «Вега-ГАЗ»: опыт и надежность

    Основная деятельность ООО «Вега-ГАЗ», основанного в 1997 году, – производство и поставка систем автоматики для нужд российского топливно-энергетического комплекса. ...

  • Новые бизнесы ТВЭЛ: Новые бизнесы ТВЭЛ: от идеи до продукта

    За счет выхода на новые рынки Топливная компания «Росатома» «ТВЭЛ» планирует к 2030 году в разы увеличить выручку от неядерной продукции. Сегодня АО «ТВЭЛ» активно разрабатывает перспективные направления, внедряя новые форматы, усиливая кооперацию с предприятиями и научными институтами российских регионов. ...

  • ТГК-2: Инвестиции – в тепло

    Территориальная генерирующая компания № 2 успешно ведет деятельность в пяти регионах, обеспечивая надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией. ТГК-2 последовательно работает над повышением экономической эффективности своей деятельности и внедряет новые технологические решения. ...

  • Цифровые сети – востоку Калининградской области

    «Россети Янтарь» обеспечили мощностью крупнейший индустриальный парк региона. ...


'