http://www.eprussia.ru/epr/371-372/6060640.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (371-372) август 2019 года

УТЗ: индивидуальный подход к модернизации

Производство для энергетики Евгений ГЕРАСИМОВ
Тарас Шибаев, главный конструктор Уральского турбинного завода

Первая из четырех модернизируемых УТЗ турбин на ТЭЦ-4 столицы Монголии прошла пробные пуски. Масштабный проект реконструкции крупнейшей монгольской станции – один из нескольких, которые Уральский турбинный завод ведет в настоящее время.

О текущих проектах модернизаций станций, подходах в решении задач изданию «ЭПР» рассказал главный конструктор Уральского турбинного завода Тарас Шибаев (на фото).

– Тарас Леонидович, расскажите, пожалуйста, о проекте, реализуемом в Монголии?

– На ТЭЦ-4 в городе Улан-Баторе УТЗ модернизирует четыре турбины: три турбины Т-123 и одну – ПТ-100. Первая турбина Т-123 смонтирована и прошла пробный пуск. Сейчас на станции разворачивается монтаж машины ПТ-100, идет отгрузка третьей. Четвертая турбина будет сдана заказчику до конца сентября.

Всего УТЗ поставит оборудование общей мощностью 469 МВт – это на 59 МВт больше установленной мощности станции в настоящее время. Таким образом, мощности ТЭЦ-4 будут обновлены на 592 МВт (вместе с уральской турбиной, поставленной в 2015 году).

Это составляет около 60 % всей мощности энергосистемы Монголии.

– Какие еще проекты модернизаций УТЗ реализует в настоящее время?

– Мы завершили проект модернизации турбины на Гродненской ТЭЦ-2 в Беларуси («ЭПР» рассказывала об этом в № 8, 2019. – Прим. ред.). Полным ходом идет работа над модернизацией двух турбин для Автовской ТЭЦ (ПАО «ТГК-1»). Также приступили к модернизации еще одной турбины Т-100 по заказу казахстанских энергетиков.


Распоряжением Правительства РФ 2 августа 2019 г. утвержден окончательный перечень объектов, прошедших первый отбор ДПМ-2 – их всего 45. Из них замена или модернизация паровых турбин предусмотрена в чуть более 30 проектов. В этот список попали как проекты с частичной и комплексной заменой конденсационных турбин мощностью более 300 МВт, так и модернизации и комплексные замены теплофикационных турбин мощностью 50, 60, 100, 250 МВт. Сейчас компании, чьи проекты прошли в первый конкурентный отбор мощности на 2022-2024 годы, начинают активную работу по окончательному выбору исполнителя модернизации. 



– Как завод включился в программу ДПМ-2?

– Готовясь к запуску программы, мы совместно с генерирующими компаниями очень глубоко прорабатывали все технические и коммерческие вопросы. В течение полутора лет мы обработали более 60 запросов на проведение различных вариантов модернизаций от более чем 15 генерирующих компаний. Запросы распределились следующим образом: турбины серии Т-100 ‑ 54 %, серии ПТ-60 (80) – 21 %, серии ВПТ-50 (Т-50) – 11 %, серии ПТ-135‑3 %, серии Т-250‑1 %, остальные турбины, в том числе К-200 и К-300, – 10 %.

При этом нами была проведена действительно серьезная работа с компаниями – потенциальными участницами конкурсного отбора мощности. Были выполнены многочисленные расчетные исследования, проработки различных вариантов модернизаций.

Наша команда инженеров выполнила 15 выездов на станции для определения фактического состояния оборудования. Кроме того, было сделано несколько тепловых испытаний оборудования на станциях с той же целью. С генерирующими компаниями, имеющими наиболее четкое представление об объеме модернизаций, была разработана документальная база для оперативного начала работ по изготовлению оборудования. Все участники данного процесса замерли в ожидании «на низком старте».

– Каковы предварительные результаты столь серьезной проработки для УТЗ?

– Для УТЗ результатом стало определение пула наиболее востребованных и интересных для нас проектов модернизаций. Это модернизация по индивидуальным проектам турбин Т-100. А также – модернизация турбин ПТ-60 и ПТ-80 и турбин К-300.

При этом разработка турбины К-300 идет на базе турбины Т-295, изготовленной нами для «Мосэнерго». Дело в том, что в свое время турбины К-300 и Т-250 (которая реконструируется в Т-295) в части высокого давления проектировались примерно по одним и тем же принципам, поэтому они имеют очень схожие габаритные размеры и нагрузки. Кроме того, базовые проекты модернизации турбин К-300 и К-200 мы разрабатываем с применением реактивного облапачивания, что соответствует основным мировым трендам.

Кроме, собственно, модернизаций существующих турбин, в рамках ДПМ-2 нами также проработаны и проекты, предусматривающие установку новых современных турбин на места комплексно заменяемых.

Так, нами предлагается современная одноцилиндровая турбина мощностью 50‑65 МВт с теплофикационными отборами, которая может быть установлена вместо устаревших и выработавших свой ресурс турбин Т-50 и ПТ-50.

– Завод берется модернизировать турбины не собственного производства. Как вы решаете вопросы совмещения технических решений, работы на чужой базе?

– Действительно, исходя из инженерной практики, сложились разные подходы к модернизации исторически «наших» и «сторонних» машин.

На своих турбинах мы можем предложить любой вид модернизации. Мы обладаем ноу-хау и сохраняем всю историю, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией, всех турбин, которые нами были поставлены. Поэтому в ходе модернизации мы можем дать настолько продуманное предложение, которое не может сделать компания, не имеющая у себя досье на турбину. Мы имеем возможность менять любую деталь, можем сохранять какие‑то элементы в проточной части, корпусные элементы, устанавливать, к примеру, новое облопачивание на старый ротор. Все это – благодаря тому, что у нас есть чертежи, есть расчеты, и мы можем все ответственно рассчитать и спроектировать.

Например, на одной из станций мы модернизируем сразу две турбины Т-100. Они, хоть и находятся бок о бок, имеют разную историю эксплуатации. Поэтому в одной меняется корпус цилиндра среднего давления, но сохраняется ранее модернизированная проточная часть, а на второй турбине наоборот – корпус ЦСД находится в отличном состоянии, но проточная часть не была модернизирована. Поэтому мы в существующий корпус устанавливаем новые детали проточной части.

– А при модернизации турбин сторонних производителей вы применяете другой подход? В чем его особенности?

– Работая с турбинами других производителей, мы предлагаем поцилиндровую замену. Таким образом, нам не требуются чертежи и расчеты других производителей. Нам нужно только понимать граничные условия: условия по геометрии фундамента и параметрам пара на выходе. То есть все свои решения мы реализуем в рамках одного цилиндра. За исключением, пожалуй, цилиндров низкого давления.

Например, на Гродненской ТЭЦ-2 (турбина ПТ-70) и Улан-Баторской ТЭЦ-4 (турбина ПТ-80) в сохраненном корпусе ЦНД была разработана новая проточная часть с учетом всех возможных отклонений в существующем старом корпусе цилиндра. При этом в обоих этих случаях корпуса подверглись глубочайшему ремонту.
В рамках этой концепции мы готовы предложить модернизацию турбин других производителей мощностью 100, 150, 200 и 300 МВт.

– Не только УТЗ, другие производители также берутся за модернизацию сторонних турбин, в том числе и уральских. Кто в выигрыше от этого?

– Пожалуй, здесь есть две стороны медали. С одной стороны, выигрывает, конечно, рынок и вся энергетика, поскольку при наличии конкуренции и ограничении монополии, у нас – разработчиков турбинного оборудования, появляется серьезный стимул для совершенствования техники, поиска новых оптимальных решений, повышения эффективности технико-экономических показателей.

С другой стороны, из‑за того что в конкурентный отбор мощности проходят в первую очередь проекты с наиболее низкими капитальными затратами, это приводит к гонке дешевизны. А сама по себе низкая цена модернизации, как показывает практика, ничего хорошего не сулит для машин, срок эксплуатации которых почти полвека.


Отправить на Email

Также читайте в номере № 15-16 (371-372) август 2019 года: