http://www.eprussia.ru/epr/369-370/1464545.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (369-370) июль 2019 года

Прямые договоры запутали плательщиков

Группа депутатов во главе с единороссом Павлом Качкаевым внесла в Госдуму законопроект о создании единого платежного документа.

Он предназначен для оплаты жилищно-коммунальных услуг вместо множества квитанций. По мнению авторов инициативы, переход к применению единого платежного документа позволит минимизировать ошибки, связанные с неверным начислением жилищно-коммунальных платежей. Кроме того, он поможет снизить риски злоупотреблений и хищений средств за счет повышения прозрачности расчетов и применения только соответствующих законодательству алгоритмов расчета, уменьшить финансовые нагрузки на плательщиков, зависящие от множества причин, в том числе – от расходов на выпуск и доставку многочисленных квитанций.

Речь идет о единых платежных документах (в том числе в электронной форме), в которых будут отражены все или некоторые виды коммунальных услуг, услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, потреб­ляемые при использовании и содержании общего имущества коммунальные ресурсы, информация о размере платы за эти работы и услуги и другие данные.

Кроме того, планируется разрешить наймодателям жилого помещения, управляющим организациям и иным юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, привлекать на основании договора расчетный центр, который займется деятельностью по обеспечению расчета платы за жилое помещение и «коммуналку», предоставлению платежных документов, единых платежных документов или информации о размере платы, задолженности по оплате и пеней. В случае одобрения законопроекта наймодатели и «управленцы» будут оплачивать услуги таких центров за счет своих средств.

«По информации Главного государственного жилищного инспектора, в прошлом году до 60 % обращений в региональные жилищные инспекции были связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за услуги ЖКХ», – подчеркивают авторы законопроекта.

Как считают законодатели, проблемы с запутанными счетами умножились после начала массового перехода на прямые договоры об оплате коммунальных услуг между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (РСО). В частности, в различных платежных документах нередко содержатся противоречивые данные, например, некорректно указывается число собственников.

Такое положение дел создает массу неприятных побочных эффектов – от дополнительной нагрузки на сотрудников управляющих компаний, которым приходится консультировать запутавшихся в счетах граждан, до роста долгов за жилищно-коммунальные услуги.

«Нередки случаи, при которых при таком положении дел мошенниками выставляются фальшивые платежные документы, что порождает практику «двойных платежек» и вводит в заблуждение потребителей жилищно-коммунальных услуг, – сообщают авторы законопроекта. – Потребитель, не владеющий информацией об истинном положении дел, вынужден платить дважды, чтобы не стать должником, или не платить совсем, не желая быть обманутым».

О дополнительных проблемах, связанных с установленной федеральном законодательством возможностью переходить на прямые договоры с РСО без участия управляющих компаний, сообщалось и раньше. С одной стороны, подписанный президентом Владимиром Путиным в апреле минувшего года закон снижает риск злоупотреблений со стороны недобросовестных «управленцев», «прокручивающих» платежи добропорядочных граждан. С другой стороны, переход к прямым договорам затрудняет выставление претензий рядовых граждан, не имеющих навыков отстаивания своих законных прав, к РСО, в то время как работающие на совесть управляющие организации выполняют обязанности по защите интересов всех жильцов более квалифицированно, чем отдельно взятый потребитель.

Кроме того, переход на прямые расчеты за коммунальные услуги требует создания в структуре ресурсоснабжающих организаций абонентских отделов, занимающихся начислением платежей, изготовлением и доведением до потребителей платежных документов, определением размера снижения оплаты в случае нарушения установленных параметров качества коммунальных услуг со стороны РСО и другими задачами. Это ведет к увеличению штата РСО, к дополнительным затратам на содержание абонентских отделов, которые могут быть «переложены» на граждан.

Кроме того, в базе данных по потребителям содержится информация, которая может представлять интерес для криминальных структур, и рассредоточение такой информации по нескольким местам повышает риск ее хищения для злонамеренного использования.


Отправить на Email

Также читайте в номере № 13-14 (369-370) июль 2019 года:

  • Единственный вариант – развивать собственное производство

    Развитие отечественного энергомашиностроения должно стать одним из приоритетных векторов государства, ведь российские специалисты обладают всеми необходимыми компетенциями и могут создавать уникальную продукцию, не уступающую импортным аналогам....

  • «Дружба» очищается от обвинений

    Размер компенсации за поставку загрязненной нефти по трубопроводу «Дружба» в Белоруссию будет определен к концу текущего года. ...

  • Сухие энергоэффективные распределительные трансформаторы: кто в тренде?

    В общем объеме распределительных трансформаторов мощностью 25 кВА – 2500 кВА примерно 20 % составляют сухие трансформаторы. И если энергоэффективность масляных трансформаторов всесторонне рассмотрена довольно широко, то энергоэффективность сухих трансформаторов обсуждается крайне редко. ...

  • Инвестиции в перспективные цели

    На пленарном заседании и в рамках конференции «Роль кадровой и социальной политики компаний в развитии энергетики России» VII Российского международного энергетического форума и XXVI Международной специализированной выставки «Энергетика и электротехника» заместитель министра энергетики России Андрей Черезов наградил победителей двух конкурсов. ...

  • LEGRAND: кабельные системы нового поколения

    Кабельная система LCS3 – это производительность, эффективность и масштабируемость при построении информационных сетей....