http://www.eprussia.ru/epr/365/7588766.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (365) май 2019 года

За кулисы статистики

Аварий меньше. Но за счет чего? Попробуем подвести итоги ОЗП вместе с Минэнерго

Минэнерго подвело итоги минувшего ОЗП, в рамках которого акцент был сделан на риск-ориентированный подход.

Энергосистема России прошла максимумы нагрузок в осенне-зимний период в штатном режиме.

Была обеспечена надежная работа электростанций и сетевого комплекса, сохранялся необходимый резерв генерирующих мощностей, не было зафиксировано существенных технологических нарушений.

Это, отмечает министр энергетики Александр Новак, свидетельствует о том, что сотрудники энергокомпаний и субъекты РФ провели хорошую предварительную подготовку, хотя и погодные условия сыграли не последнюю роль.


Проверок стало меньше

– Мы наблюдали снижение интенсивности гололедообразования на линиях электропередачи, а также сокращение числа массовых отключений из‑за непогоды, которые носили точечный характер и не привели к длительным ограничениям потребителей, – подчеркнул глава ведомства в ходе всероссийского совещания «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2018‑2019 годов», состоявшегося в Москве в апреле.

Показатели производства и потребления электроэнергии в осенне-зимний период также были стабильными. Выработка электроэнергии оказалась выше, чем в прошлый ОЗП, на 1,5 %, а потребление – на 0,1 %, составив 573 млрд кВт-ч.

Продолжают демонстрировать тренд на снижение показатели аварийности: в генерации аварийность уменьшилась на 9 %, в электросетевом комплексе – на 1,3 %.

В связи с переходом ведомства на риск-ориентированный подход к управлению отраслью готовность субъектов электроэнергетики к отопительному сезону и его прохождение впервые оценивались по новой методике.

– Мы существенно снизили количество выездных комиссионных проверок и перешли на ежемесячный мониторинг показателей деятельности энергокомпаний. Это позволило более чем в пять раз увеличить количество оцениваемых субъектов и одновременно снизить объем мероприятий контрольно-надзорной деятельности, – уточнил директор Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Евгений Грабчак.

По результатам оценки готовности 334 субъекта электроэнергетики, которые были признаны неготовыми или готовыми с условиями, представили порядка 4 тыс. мероприятий.

На текущий момент из этих мероприятий остаются невыполненными 19 %. Большая часть из них, а именно 370, не требуют привлечения дополнительных финансовых средств и являются, по сути, организационными.
Господин Грабчак отметил: дополнительный анализ планов ремонтных программ, программ техперевооружения и реконструкции показал, что зачастую технические воздействия планируются в отношении оборудования, находящегося в хорошем и очень хорошем состоянии.

– Это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций уже в следующем ОЗП, поскольку в рамках ремонтной программы мы будем ремонтировать то, что, по нашему мнению, могло бы подождать с ремонтом, а оборудование в неудовлетворительном состоянии обделяем вниманием, – резюмировал он.


Сделали выводы

Генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский подтвердил: прохождению ОЗП действительно предшествовала большая подготовительная работа. В частности, была изменена целевая модель ликвидации технологических нарушений, благодаря чему сократилось время восстановительных работ, включая время выдвижения бригад к месту аварии и время подключения резервных источников снабжения. В результате среднее время восстановления электроснабжения снижено с 3 до 2 часов.

– Особое внимание уделялось отработке практических навыков взаимодействия и ликвидации инцидентов. В 30 регионах присутствия холдинга проведены масштабные учения энергетиков. Первые всероссийские учения состоялись в Дагестане. Акцент был сделан на таких регионах, как Тверская область, Красноярский край, Республика Карелия, – подчеркнул господин Ливинский. – В целом, готовность к проведению восстановительных работ во время ОЗП обеспечивали 9911 подразделений в составе 49  413 человек, укомплектованных автомобильной и специальной техникой (23  073 единицы). К оперативному применению были готовы 5566 резервных источников электроснабжения.

Кстати, «Россети» уже проанализировали итоги прохождения ОЗП и впервые, на основе полученных показателей удельной аварийности и средней длительности перерывов электроснабжения, сформировали интегральный рейтинг 50 лучших и 50 худших районов электрических сетей, а также 64 филиалов распределительных сетевых компаний. На основе данных рейтингов в рамках подготовки к следующему ОЗП внесены изменения в планы техобслуживания и ремонтов с перераспределением финансирования.


Бизнес не идет в ЖКХ

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев заявил: коммунальная инфраструктура России достойно выдержала отопительный период, это заслуга регионов и предприятий отрасли. В подтверждение своих слов глава ведомства обозначил регионы, которые прошли нынешний ОЗП с наименьшими проблемами и сработали лучше, чем в предыдущем отопительном периоде. Особенно отличились в хорошем смысле слова Белгородская, Ивановская, Новосибирская области, а также Краснодарский край, где наблюдается снижение инцидентов и аварий в сетях теплоснабжения и водоотведения в текущем отопительном сезоне. Выделил господин Якушев и Самарскую область: здесь произошла серьезная авария на сетях теплоснабжения, но в результате слаженных действий всех оперативных служб по ее ликвидации удалось не допустить заморозки системы и ликвидировать последствия в достаточно короткий срок.

Не обошелся минувший ОЗП без неприятных сюрпризов:

– Из-за высокой стоимости угля, мазута и дизельного топлива ряд субъектов испытывал затруднения, пришлось регулировать ситуацию в ручном режиме. Также с начала отопительного сезона, в связи с нехваткой подвижного состава, были проблемы с поставкой угля на территории ряда субъектов. В связи с этим мы достаточно плотно работали с Минтрансом, РЖД. Мы не должны допустить подобное в следующем ОЗП, – подчеркнул министр.

Он также посетовал на то, что одной из насущных проблем остается старение основных фондов. Ее решению должна способствовать начавшаяся масштабная модернизация коммунальной инфраструктуры с существенным повышением показателей эффективности.

– Эта задача решается, в том числе через реализацию национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Экология», – отметил Владимир Якушев. – Кроме того, по поручению председателя правительства Минстрой РФ приступил к проработке отдельной федеральной подпрограммы по модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 %. В регионы направлены запросы по предоставлению данных, необходимых для формирования этого документа. Однако ответы, которые мы от них получаем, требуют серьезного уточнения, а цифры нередко отличаются в разы. Прошу коллег более ответственно подойти к данной работе.

Кроме того, ведомство внесло ряд предложений по развитию инвестиционного потенциала отрасли.
– С одной стороны, мы всегда говорим, что отрасль ЖКХ недофинансирована. С другой – от нас требуют инструментов, которые сработают таким образом, чтобы сюда пришли инвестиции. Учитывая сложившуюся в России систему формирования тарифной политики, найти инструменты, которые позволили бы привести бизнес в систему ЖКХ, непросто, – признал министр. – К примеру, несколько лет назад активно заключались концессионные соглашения, но сегодня в ряде субъектов инвесторы ищут возможности выхода из концессий, поскольку тарифная политика не покрывает их инвестиционных затрат. Мы ведем работу в этом направлении вместе с коллегами из Минэкономразвития и Минфина и готовы рассмотреть предложения заинтересованных ведомств, регионов, компаний, экспертного сообщества.


Без крупных аварий, но с нарушениями

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Алексей Алешин отметил: готовность большинства объектов электроэнергетики и теплоснабжения к прохождению ОЗП 2018‑2019 гг. подтверждена результатами этого периода.

– Генерирующие, электросетевые, теплоснабжающие и теплосетевые компании обеспечили надежную безопасную работу энергооборудования и сетей в зимних условиях, что позволило снизить количество аварий, расследованием причин которых занимались комиссии Ростехнадзора, а также несчастных случаев со смертельным исходом, – отметил он.

Господин Алешин акцентировал внимание на компаниях, улучшивших показатели прохождения ОЗП. В числе отличников – ПАО «Мосэнерго», где планомерная работа по профилактике аварийности посредством выполнения ремонтных инвестиционных программ, своевременному ремонту оборудования, его обслуживанию, освидетельствованию, проведению экспертиз промышленной безопасности позволили компании значительно улучшить показатели аварийности. По сравнению с предыдущим отопительным периодом показатели аварийности снижены на 23 %.

В ПАО «МОЭСК» количество технологических нарушений в сети 110 кВ и выше снижено на 28 %. Уменьшение аварийности по причинам, связанным с недостатками эксплуатации, составило 41 %, а с несвое­временным выявлением дефектов – на 81 %. Также отмечено МРСК Центра и Приволжья.

– В отчетном периоде крупных аварий в электроэнергетике зафиксировано не было, однако имели место нарушения энергоснабжения населения и социально значимых объектов, – уточнил Алексей Алешин, добавив, что по сравнению с ОЗП 2017‑2018 гг. показатели травматизма на объектах электроэнергетики имеют положительную динамику. – Возросшее качество подготовки персонала, обслуживающего генерирующее оборудование, объекты электроэнергетики и объекты электросетевого хозяйства, позволило сократить количество аварий, связанных с ошибочными действиями оперативного или диспетчерского персонала. Основными причинами произошедших аварий являются: снижение надежности энергосистемы и нарушение работы средств связи.

Для снижения аварийности Ростехнадзор призывает руководителей поднадзорных организаций своевременно доводить до работников предприятий материалы анализа аварий; обеспечивать каналы диспетчеризации и телеметрии надежной связью и устойчивым электропитанием; повышать уровень организации производства работ на электрических установках; повышать производственную дисциплину и уровень организации по монтажу, демонтажу, замене и ремонту электрооборудования. Кроме того, рекомендовано обеспечивать контроль соблюдения порядка включения, отключения электрооборудования и его осмотров.

Отправить на Email

Также читайте в номере № 09 (365) май 2019 года: