http://www.eprussia.ru/epr/365/7580467.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (365) май 2019 года

«Золотая долина» машиностроения

Производство для энергетики Беседовала Татьяна РЕЙТЕР

За полвека машиностроение стало основной отраслью экономики Тайваня. На небольшом плато Даду в центре страны создан промышленный оазис, где в тесном сотрудничестве работают тысячи производителей современного оборудования.

Отсюда в Россию поступают станки, экспорт которых с каждым годом растет.

Благодаря многолетним усилиям государственного и частного секторов на Тайване развиваются научные парки и индустриальные кластеры, в которых базируются компании, создающие высокотехнологичные станки для производства интегральных микросхем, нанотехнологий, оптоэлектроники, точного машиностроения и многих других. Страна вышла на одну из лидирующих позиций в мире по поставкам станочного оборудования и в 2018 г. превысила 9 % в этом сегменте российского экспорта. По поставкам в Россию токарных станков Тайвань лидирует, а по обрабатывающим центрам занимает второе место.

О национальных особенностях машиностроительной отрасли рассказывает исполнительный директор Тайваньского совета по развитию внешней торговли (ТАЙТРА) Феликс Хуэй-Ли Чу.

– Господин Чу, расскажите нашим читателям о развитии тайваньского станкостроения. В чем секрет его конкурентных преимуществ на мировом рынке?

– В 2018 году Тайвань экспортировал станков и компонентов на общую сумму 4,565 миллиарда долларов США – на 8,28 % больше, чем годом ранее. Будучи четвертым в мире экспортером станков после Германии, Японии и Италии, Тайвань поставляет почти 80 % производимого оборудования в 138 стран. Тем самым мы помогаем мировым производителям в полупроводниковой, авиационной, автомобильной, железнодорожной, энергетической и других отраслях внедрять инновации за счет передового станочного оборудования, что делает Тайвань одним из наиболее конкурентоспособных поставщиков в мире.

В индустриальном парке Большого Тайчжуна работают около 1500 крупных производителей, в том числе такие всемирно известные компании, как Fair Friend Group (FFG), Hiwin, Victor Taichung, Chmer, ChumPower, Tongtai, YCM и AWEA, а также более 10  000 поставщиков различных комплектующих. Цепочка поставок охватывает ключевые части и компоненты для таких секторов, как станки, штампы и пресс-формы, контроллеры, инструменты для резки и фрезерования металлов, силовые компоненты и компоненты трансмиссии.

Более широкая экосистема обслуживает отрасли промышленности, включая формованные пластмассы, текстиль, нефтехимию, ручные инструменты, складирование, логистику и кондиционирование воздуха, обеспечивая редкое сочетание конкуренции и сотрудничества, которое приносит пользу каждой компании в кластере.

Передовые технологии и качество, доступные в этом уникальном по своим масштабам и компетенциям кластере станкостроения и производства компонентов, позволяют заказчикам со всего мира полностью удовлетворить свои потребности в одном месте. Кластер значительно повысил эффективность производства станкостроительной промышленности Тайваня и сегодня играет жизненно важную роль в общемировой цепочке поставок станков. В Business Weekly описали эту площадку в Золотой долине под горой Даду как «60 километров, которые влияют на целый мир».

– Что можно сказать о государственных программах по развитию машиностроения: каковы их цели, на что они направлены?

– В 2012 году на Тайване была провозглашена политика «Три отрасли, четыре реформы». Ее целью является сервитизация, или переход от традиционной модели продаж к новой, основанной на использовании специализированных технических услуг, что является дополнительным источником прибыли и конкурентоспособности.

В 2016 году принят «Промышленный инновационный план 5+2» по превращению машиностроительной отрасли в «интеллектуальную промышленность». Эта инициатива направлена на использование преимуществ Тайваня в области ИКТ, автоматизации, робототехники и машиностроения. Правительство придает программе большое значение: оно увеличило финансирование, изменило налоговые льготы для ряда инвестиций, привлекает зарубежные технологии и специалистов. Штаб-квартира программы – офис по ее продвижению Smart Machinery в Тайчжуне координирует работу 28 исследовательских университетов и управляет демонстрационной площадкой с девятью модельными автоматизированными сборочными линиями в технопарке кластера.

Тайваньская ассоциация автоматизации разведки и робототехники (TAIROA), Тайваньская ассоциация полупроводниковой промышленности (TSIA) и Международная организация полупроводникового оборудования и материалов (SEMI) объявили о создании Тайваньской ассоциации производителей станков и аксессуаров (TMBA), которая вместе с Тайваньской ассоциацией автоматизации и робототехники объявила о новом многоотраслевом альянсе. Он направлен на то, чтобы привнести конструктивный динамизм потребительской электроники в производство промышленных датчиков. К 2017 году электроника уже стала ключевым элементом в станкостроении в объемах, измеряемых триллионами долларов.

С 2015 года Тайваньская ассоциация машиностроения (TAMI) активно продвигает интеллектуальные производственные линии. Они уже созданы на предприятиях 18 производителей. Конечная цель состоит в том, чтобы использовать интеллектуальное оборудование и интеллектуальное производство для модернизации всей отрасли и тем самым реализовать переход от модели единичных продаж к модели системной интеграции.
Приведенные выше планы, программы и исследовательская деятельность помогли превратить станкостроительную промышленность Тайваня в надежную основу для ее будущего развития, и теперь отрасль готова пожинать плоды десятилетних стратегических и технологических инвестиций. С 2008 года станкостроение во всем следует за промышленностью полупроводников и дисплеев, став третьей триллионной индустрией Тайваня. Поскольку многие отрасли начинают переходить на интеллектуальные методы производства, тайваньские фирмы имеют все возможности извлекать выгоду из независимых разработок технологий.

– Какие вызовы, по вашему мнению, тем не менее стоят перед тайваньскими станкостроителями?

– Мировая обрабатывающая промышленность переходит от массового производства к индивидуальным и быстрым продуктам на основе НИОКР. Анализ данных и прикладные услуги с добавленной стоимостью создают инновационную ценность отрасли. Промышленные страны сталкиваются с двойной проблемой: сокращением рабочей силы и международной конкуренцией. Поэтому такие эффективные изменения в промышленных структурах, как сервитизация, продвижение инноваций и преобразований, комплексный подход к повышению конкурентоспособности отрасли, являются ключевыми направлениями в машиностроении.

"Россия импортирует с Тайваня более 9 % станочного оборудования. По объемам импорта токарных станков (16,38 %) он занимает первое место, по импорту обрабатывающих центров (15,15 %) – второе."

Основной тенденцией будущего развития отрасли становится взаимодействие с клиентами через облачные технологии и интернет, а также предоставление им инновационных, специализированных и интеллектуальных продуктов или услуг.

Тайваньские производители уже начали встраивать в оборудование интеллектуальные устройства (такие, как температурная компенсация, предотвращение столкновений и оптимизация производственных процессов), а также предоставлять автопроизводителям автоматизированные ячейки и производственные линии через интеграцию средств автоматизации (роботизированных манипуляторов). Кроме того, интеллектуальные технологии применяются для создания экологически чистых машин, помогая клиентам соблюдать международные правила охраны окружающей среды.

При содействии Министерства экономики (MOEA) и Научно-исследовательского института промышленных технологий (ITRI) в Тайчжунском парке прецизионного машиностроения была создана интеллектуальная производственная экспериментальная схема, а в этом году был открыт Глобальный центр развития интеллектуальных машин.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее об усилиях министерства по интеллектуализации промышленности.

– В 2018 году MOEA объявило пятилетнюю программу по установке более 9000 интеллектуальных блоков, которые позволят потребителям оборудования подключаться к Интернету вещей (IoT). Это даст возможность собирать и анализировать данные, которые облегчают визуализацию управления производством и оптимизацию планирования производства. Предоставляя интеллектуальные функции для машин и устройств, MOEА стремится повысить качество, эффективность, точность и надежность производства и таким образом увеличить конкурентоспособность тайваньских компаний.

Политика MOEA в области интеллектуальных машин уже активно реализуется. Вместе с преимуществами, которые дают промышленные кластеры, использование грантов на исследования и разработки она способствует созданию экосистемы с мощными технологическими возможностями, а в конечном итоге – плавному переходу к Индустрии 4.0.

– Как организована экспортная поставка высокотехнологичного оборудования и его обслуживание за рубежом, в том числе в России? Каковы дальнейшие перспективы торговых отношений между машиностроительными предприятиями Тайваня в лице ТАЙТРА и российскими заводами?

– В 2018 году Тайвань экспортировал станки в крупные промышленные страны, включая Китай, США, Турцию, Индию, Таиланд, Нидерланды, Вьетнам, Германию, Японию, Италию и Россию.

Россия – один из основных импортеров станков и компонентов из Тайваня на протяжении многих лет. Такие российские компании и ассоциации, как КАМИ, Pride Engineering, Weber Comechanics, Solver Engineering, Perytone Engineering, Finval Group, давно сотрудничают с тайваньскими производителями оборудования для металлообработки и успешно используют наши станки.

В 2018 году импорт тайваньского оборудования в России достиг 141,289 миллиона единиц на сумму 1524,365 миллиона долларов США, что вывело Тайвань на четвертое место среди зарубежных поставщиков (9,27 % импорта). Что касается токарных станков, то Россия в прошлом году приобрела оборудования на 239,499 миллиона долларов, при этом на тайваньскую продукцию пришлось 16,38 % всех станков на общую сумму 39,240 миллиона. Таким образом, Тайвань стал крупнейшим поставщиком для России в этом сегменте. По поставкам обрабатывающих центров он занимает второе место – 15,15 % от общего спроса, или около 46,445 миллиона долларов.

Поскольку четыре пятых станков, изготовленных на Тайване, идут на экспорт, у нас накоплен большой опыт в предоставлении услуг международным клиентам. Большинство тайваньских компаний не только продают продукцию через местных российских дистрибьюторов, но и тесно сотрудничают с ними в предоставлении таких услуг, как обучение, ремонт и техническое обслуживание. В перспективе Тайвань, без сомнения, может стать крупным глобальным поставщиком станков и запчастей, работая с Россией над созданием интеллектуального производства.

– Господин Чу, большое спасибо за ваш рассказ. Надеемся, что сотрудничество между российскими и тайваньскими производителями будет в дальнейшем развиваться, а у нашего издания еще не раз появится повод поговорить об успехах этого сотрудничества.


Отправить на Email

Также читайте в номере № 09 (365) май 2019 года: