http://www.eprussia.ru/epr/365/7511224.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (365) май 2019 года

Залог обновления – чёткий порядок действий

Фото: eef.ispu.ru

Для успешного вывода из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей энергетики необходимы четкие и слаженные действия, уверено профессиональное сообщество.

По данным отчета Системного оператора, на данный момент избытки генерирующей мощности в ЕЭС России составляют порядка 30 ГВт. Это ложится бременем на всю энергосистему, снижает эффективность и надежность ее работы, увеличивает долю неэффективной генерации и приводит к дополнительной финансовой нагрузке на потребителей. К тому же в действующей модели рынка у компаний отсутствуют достаточные стимулы для вывода и замены устаревших генерирующих мощностей.


Ожидания не оправдались

Павел Завальный– Нарастающий избыток генерирующих мощностей в балансе, я имею в виду арифметический избыток, возникающий со значительными вводами новых мощностей на фоне невысоких темпов роста электропотребления, является одним из важнейших вопросов дальнейшего развития электро­энергетики. Хорошо это или плохо? В условиях рыночной экономики и рыночных отношений в электроэнергетике, с одной стороны – чем больше мощностей, которые содержит собственник, тем лучше, лишь бы их содержание не ложилось на стоимость электроэнергии. К тому же, чем больше мощностей – тем больше конкуренция. Вопрос – как это влияет на надежность и безопасность, самое главное – на стоимость и тарифы на электроэнергию, – отметил председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный на круглом столе, посвященном законодательному обеспечению решения проблемы вывода из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей в электроэнергетике. Мероприятие состоялось в Государственной Думе в середине апреля.

Парламентарий напомнил: еще десять лет назад в момент начала реформы отрасли были ожидания относительно опережающего роста спроса на электроэнергию.

– В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года был заложен среднегодовой рост электропотребления 4,1 %, однако фактический рост составляет около 1 %. В этой ситуации избытки мощности в балансе должны компенсироваться увеличением масштаба вывода старых мощностей из эксплуатации. В той же Генеральной схеме закладывался вывод объектов совокупной мощностью 50 ГВт, на практике же он составил 16,4 ГВт, – уточнил господин Завальный.


Нормативная база хромает

Поскольку вывод из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей в электроэнергетике является актуальной проблемой, правительство РФ предполагает в ближайшее время внести в Думу законопроект, который будет регламентировать законодательное обеспечение вывода из эксплуатации таких мощностей.

Борис Аюев– В ходе конкурентных отборов мощности мы видим величину избытков мощностей. В 2017 году было порядка 18 ГВт, в 2018‑м – 19 ГВт, в 2019‑2020‑м – тоже около 19 ГВт. Одна из задач, поставленных сегодня – принятие мер для снижения этого избытка к 2021 году, – уточнил председатель правления АО «Системный оператор ЕЭС» Борис Аюев.

При этом, заметил он, наличие избытка создает два эффекта:

– Во-первых, из‑за присутствия на рынке избыточных мощностей оказывается конкурентное давление на цены, следовательно, они понижаются. Другой эффект, который потенциально возможен, – оплата этих мощностей оказывает давление на цены на электроэнергию, провоцируя их повышение. Чтобы создать эффективный механизм выведения мощностей из эксплуатации, если такая цель будет поставлена, и владельцы объектов захотят это осуществить, нужно обратить внимание на то, что имеющихся нормативных актов недостаточно, – убежден спикер. – Соответствующие изменения правительство планирует внести в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Сейчас Мин­энерго, рассматривая заявление субъекта о выводе объекта из эксплуатации, получает документы от Системного оператора, который может проанализировать и сказать, что выводить объект из эксплуатации нецелесообразно, поскольку неизбежны отрицательные последствия в целом для функционирования энергосистемы. Тогда Минэнерго может приостановить вывод этого объекта из эксплуатации, но в законе «Об электроэнергетике» прямо написано, что ведомство не может сделать это более чем на два года. По истечении срока неясно, что делать и какие процедуры выполнять.

Таким образом, отсутствие процедурного механизма сдерживает вывод из эксплуатации избыточных мощностей, если они таковыми являются.

– Изменения в закон «Об электроэнергетике», которые сейчас готовит правительство, направлены на устранение этой проблемы, – продолжил господин Аюев. – Во-первых, Минэнерго не будет ограничено двумя годами. Во-вторых, будет четко прописана сама процедура и обязанности круга ответственных лиц. Если Системный оператор выдаст заключение о невозможности вывода из эксплуатации без замещаюoих мероприятий, то соответствующий субъект, а именно Совет рынка сравнит возможные варианты и примет решение: либо сохранить этот объект эксплуатации, собирать средства с рынка и платить владельцу, либо выполнить мероприятия, позволяющие вывести его из эксплуатации. Как правило, эти мероприятия тоже связаны с издержками, их тоже надо сравнить. Немаловажно, что в законопроекте называется субъект, который должен провести такое сравнение, это Совет рынка, после этого устанавливается обязанность сетевых организаций, в случае, если будет принято решение о том, что объект целесообразнее вывести из эксплуатации путем реализации замещающих мероприятий, реализовать их, получая соответствующую оплату, размер которой также устанавливается через определенную процедуру.

Андрей МаксимовЗаместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов согласился с тем, что нормативная база, определяющая, что и как должно делаться при выводе из эксплуатации, фактически отсутствует. Однако, заверил он, подготовленный в активном взаимодействии с другими ФОИВами, Советом рынка и производителями законопроект является комплексным.

– Наша задача – предложить такие процедуры, которые позволят сделать вывод из эксплуатации избыточных мощностей эффективным и выгодным и для собственников мощностей, и для энергосистемы в целом при повышении ее надежности, – заявил господин Максимов.


Главное – комплексный подход

– Мы разделяем обеспокоенность профильного Комитета Госдумы относительно условий функционирования ТЭЦ на оптовом рынке в имеющейся системе регулирования. Проблематика, накопленная к сегодняшнему моменту по условиям функционирования ТЭЦ и по проблемам, которые связаны с необеспеченностью финансовыми ресурсами для развития и модернизации таких мощностей, на наш взгляд, уходит своими корнями в отсутствие увязки законодательства по электроэнергетике и теплоснабжению на этапе принятия таких решений, – подчеркнула советник заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова.

Она убеждена: вопрос вывода из эксплуатации ТЭЦ мощностью до 400 МВт, являющихся основным, а иногда практически единственным источником теплоснабжения большого количества областных центров и субъектов РФ, средних и малых городов, определяет необходимость комплексного рассмотрения ситуации.

– До 2015 года условия вывода объектов из эксплуатации определялись по совокупности разрешительных документов в части обеспечения надежного электро- и теплоснабжения. С 2015 года эта модель разорвана. Действующий механизм учитывает необходимость замещающих мероприятий в производстве электроэнергии и сетевом комплексе, а производство тепла упоминается вскользь и находится в зоне ответственности регионов. Нас очень беспокоит сложившаяся ситуация, – признает советник замминистра строительства и ЖКХ. – В этой связи считаем необходимым вернуть в законодательство об электроэнергетике взаимную увязку производства электроэнергии и тепла, в том числе при проведении процедур вывода мощностей из эксплуатации. Это можно сделать при прохождении через Госдуму законопроекта, анонсированного Минэнерго. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию эффективных и неэффективных тепловых мощностей в связи с будущей реализацией инфраструктурных нацпроектов.


Общая проблема рынка

На недостатках действующего порядка вывода генерирующих объектов из эксплуатации акцентировала внимание начальник Управления развития конкурентного ценообразования Ассоциации «НП Совет рынка» Екатерина Усман. По ее мнению, проблема избытка генерации – общая для рынка, ведь, если разобраться, потребителям приходится оплачивать избыточную мощность, а генераторы теряют в ценах на мощность и электроэнергию на конкурентном рынке.

– Это также проблема собственников, которые порой вынуждены работать себе в убыток. Поэтому Совет рынка, безусловно, поддерживает изменения в законодательство, которые позволят эту ситуацию изменить в лучшую сторону, – подчеркнула Екатерина Усман, заметив, что в текущей процедуре вывода генерации отсутствует возможность выбора наиболее эффективного решения – продолжение эксплуатации генерирующего объекта или реализация замещающих мероприятий. Кроме того, во многих случаях не предусмотрена возможность реализации замещающих мероприятий: нет механизма финансирования, нет обязательств по реализации замещающих мероприятий и ответственности за их неисполнение. Неэффективное оборудование, которое приносит убытки собственнику из‑за отсутствия индексации цен (тарифов) на продажу мощности, продолжает работать в течение неограниченного срока, а значит, ухудшается надежность электроснабжения потребителей.

Представитель Совета рынка полагает, что необходима процедура выбора оптимального варианта замещающих мероприятий. К примеру, если, рассмотрев заявление собственника генерации, Мин­энерго примет решение о невозможности вывода объекта из эксплуатации, существует развилка: либо выбор оптимального варианта замещающих мероприятий, либо принятие решения о продолжении эксплуатации станции (если оно более экономически оправдано, чем замещающие мероприятия). При этом если лучшим вариантом для конкретной станции признается продолжение эксплуатации, то для нее устанавливается специальный тариф, который должен учитывать в том числе финансирование мероприятий, необходимых для продолжения успешной и безаварийной работы.

– Если же выгоднее провести замещающие мероприятия, то устанавливается срок их реализации, а срок эксплуатации станции продлевается ровно на столько, сколько необходимо для замещения этой генерации. Помимо этого, предусматривается механизм финансирования замещающих мероприятий, по реализации которых станция сможет получить согласование на вывод из эксплуатации, – уточнила Екатерина Усман. – Важно, чтобы подзаконные акты содержали четкий порядок действий и описывали в том числе последствия невыполнения замещающих мероприятий, особенно в случае, если такие мероприятия уже профинансированы.


Отправить на Email

Также читайте в номере № 09 (365) май 2019 года: