http://www.eprussia.ru/epr/311-312/7719072.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (311-312) февраль 2017 года

То, чего вы не знали об энергоэффективности

Энергоэффективность – набившее оскомину слово на любых конференциях, дискуссиях и круглых столах с участием энергетиков. Однако лишь немногие отчетливо понимают, что на деле кроется за этим не выходящим из моды термином.

Поговорить об энергоэффективности электротехнического оборудования мы решили с заместителем генерального директора Группы СВЭЛ Антоном Туголуковым. Недаром девиз компании, которую он представляет, – «Ключевой партнер в вопросах энергоэффективности».

– Антон, как бы вы определили понятие энергоффективности?

– Под энергоэффективностью принято понимать экономию на снижении потерь электроэнергии. С этим не поспоришь, но есть еще целый ряд способов сэкономить. Например, дешевле приобрести трансформатор с пониженным шумом, чем покупать стандартный и тратиться на шумоизоляцию помещения; можно экономить за счет снижения эксплуатационных затрат при применении необслуживаемых датчиков, приборов, навесного оборудования, систем мониторинга (например, необслуживаемого воздухоосушителя, который сам контролирует влажность силикагеля и подсушивает при необходимости); можно экономить на строительстве капитального здания за счет применения оборудования уличного исполнения.

Применение современных технологий позволяет экономить на текущем, среднем, капитальном и даже аварийном ремонтах. По сути энергоэффективность – это выгода от применения оптимального технического решения под индивидуальную задачу.

– Если существует столько доступных способов снижения затрат и польза энергоэффективных технологий очевидна, почему учет этих факторов все еще не получил широкого применения?

– Главный враг энергоэффективности на сегодняшний день – подход к выбору оборудования на основе его первоначальной цены. Производители снижают себестоимость продукции, закладывая на этапе проектирования меньше активных материалов. При этом по потерям такое оборудование спокойно вписывается в наш древний безнадежно устаревший ГОСТ. Ему просто-напросто сложно не соответствовать при сегодняшних технологиях и материалах.

– Но разве подобный халатный подход – «лишь бы вписаться в ГОСТ» – не ведет и к ряду технических проблем, помимо недостаточного уровня энергоэффективности?

– Конечно, ведет. Например, для трансформаторного оборудования очень актуальна проблема перегревов. Ее зачастую, так сказать, «решают» форсированной системой охлаждения. Это все равно, что купить машину с двигателем меньшего объема и постоянно ездить с включенным турбонаддувом. Расход бензина при этом больше, износ выше.

– Как изменить ситуацию?

– Дело ведь в чем. Внятных общепринятых критериев энергоэффективности сегодня попросту нет. Для «дисциплинирования» российской энергетики необходимо пересмотреть ГОСТ и законодательно задать критерии энергоэффективности, другими словами, рассчитать допустимый уровень потерь (в том числе на собственные нужды) или же официально утвердить методику расчета стоимости владения.

– Можете привести реальные примеры экономии?

– Легко. Давайте сравним стандартные и пониженные потери на примере трансформатора типа ТДНС-10000 / 35 кВ. Приблизительный срок службы такого трансформатора (по крайней мере, производства СВЭЛ) – 30 лет. Разница в цене между энергоэффективным трансформатором и трансформатором старой конструкции примерно 2 млн 400 тыс. руб. Затраты на потери будут примерно равны 30 млн 250 тыс. руб. для «обычного» трансформатора (вспомним рекламу порошка) и 22 млн 700 тыс. руб. для трансформатора с пониженными потерями. Так мы можем сэкономить 7,5 млн руб. Это про потери – стандартный подход.

Посмотрим на другие способы экономии. Малошумное оборудование может сэкономить около 600  000 руб. Разница в цене между малошумным и «обычным» сухими трансформаторами приблизительно 200  000 руб., зато звукоизоляция для трансформаторной камеры – 800 000. На выборе реактора в ряде случаев можно сэкономить где‑то 2  300  000 руб. по моим подсчетам. Выбирая реактор броневого типа (он на 400 руб. дороже стандартного решения), мы экономим сумму, сопоставимую со стоимостью реактора на его установке. Список примеров можно продолжать…

Эти цифры мы взяли не из головы и не из интернета – это реальные данные, полученные от сетевых компаний, все прозрачно и легко считается.

Надеюсь, что долгосрочное планирование экономики на предприятиях и сетевых объектах вскоре войдет в привычку в России и ближнем зарубежье.

svellogo.jpg

Группа СВЭЛ
Тел: +7 (495) 913‑89‑00 (Москва),
+7 (343) 253‑50‑13 (Екатеринбург)
www.svel.ru

Отправить на Email

Также читайте в номере № 03-04 (311-312) февраль 2017 года:

  • МРСК Центра повышает инвестиционную привлекательность регионов ЦФО

    Энергетика – это опора для развития любого региона. Только имея качественную сбалансированную энергетическую систему, можно планировать развитие экономики и социальной сферы....

  • Тысяча километров отечественного качества

    Российское производство современного электротехнического оборудования наращивает обороты благодаря государственной программе импортозамещения. ПАО «Россети» активно поддерживает наших производителей и совместно с ними и научными организациями определило группы оборудования, которые предстоит полностью или частично заместить отечественной продукцией....

  • Отраслевые выставки сегодня: как это делается

    В век цифровых технологий, пожалуй, только деловые выставки сохраняют свой традиционный формат. Но лишь на первый взгляд. ...

  • Курс на энергосбережение в ЖКХ

    Представители регионов и эксперты в области энергосбережения и жилищно-коммунального хозяйства встретятся в апреле в Санкт-Петербурге на Всероссийском совещании по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере ЖКХ, чтобы обсудить проблемы отрасли, рассмотреть последние изменения в законодательстве, обменяться опытом и практикой успешно реализованных проектов. (На фото – глава оргкомитета совещания, генеральный директ...

  • Холодный бизнес теплится на надеждах

    Общество потребления рождает спрос на самые необычные услуги. Потому деньги бизнесмены делают буквально из воздуха – из горячего и холодного. ...