http://www.eprussia.ru/epr/17/982.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (17) январь 2002 года

Путин нажал на красную кнопку

Власть Александра Медведева, Мария Игнатова

Заранее из Москвы в Петербург был пригнан вертолет президента, на котором он и планировал совершить посещение портов. Но порт в Усть-Луге, опаздывая в Приморск, Владимир Путин решил осмотреть только из окна вертолета и к открытию нефтеналивного порта прибыл без опоздания - к двум часам дня.

После осмотра территории порта и торжественной церемонии разрезания президентом АО «Транснефть» Семеном Вайнштоком красной ленточки делегация отправилась в аппаратную. Там президент нажал на красную кнопку, запустив автомат налива нефти, и осмотрел пункт управления системы навигации порта. Дав ход Балтийской трубопроводной системе, президент прокомментировал свои впечатления от посещения объекта: «Разговоры об этом событии шли уже давно. После того как Россия потеряла портовые сооружения на Балтике, сразу встал вопрос преодоления диктата со стороны наших партнеров. Разговоры о строительстве дополнительных портовых сооружений, в том числе и нефтеперекачки, шли с 1992 года. Однако часть наших предпринимателей свила себе гнезда в балтийских странах, и стало ясно, что им это не нужно. Но это необходимо России. Сейчас в администрации есть только один человек из тех, кто начинал этот проект и с которым мы в жарких дебатах обсуждали это строительство еще в то время, когда я был председателем правительства. На правительстве состоялся жесткий разговор, когда мне пришлось сказать на заседании: «Я знаю, что этот проект саботируется и саботажники в зале». И только после этого процесс пошел».

Путин также отметил, что работа была проведена в очень короткие сроки - вместо 40 месяцев за 18 и все сделано на самом высоком техническом уровне. «Этот проект не был дешевым. Мы вложили в него полмиллиарда долларов. Это окно, которое не только позволит нам успешно маневрировать между северным и южным направлениями, но и поддерживать отношения с партнерами из стран СНГ. Это подарок стране от строителей, которых я поздравляю с завершением строительства и с наступающим Новым годом», - сказал гордо президент.

Российская нефть из Западной Сибири и Тимано-Печорского бассейна сможет поступать на рынки Западной Европы, минуя Литву и Латвию. Такая возможность появилась в четверг с пуском Балтийской трубопроводной системы (БТС). Однако аналитики тут же заявили, что привлекательность нового порта Приморска может быть обеспечена «Транснефтью» за счет средств самих нефтяных компаний.

С помощью БТС Россия сможет теперь оказывать на прибалтийские страны политическое воздействие. Вместе с реэкспортом металлов доходы от нефтяной промышленности - основная составляющая бюджетов этих стран, и, перенаправляя нефтяные потоки, Россия сможет продавливать выгодные для нее решения. Впрочем, в прибалтийских странах надеются, что нефти хватит всем. Представитель Mazeikiu nafta Тадас Аугустаускас (литовский порт Бутинге входит в этот нефтяной концерн) сказал «Известиям»: «Мы полагаем, что российской нефти хватит всем трем портам, поскольку с увеличением добычи нефти в России и ростом транзита казахской нефти появляются дополнительные экспортные возможности». Прибалтийские страны готовы к конкуренции. «Наши тарифы соответствуют рыночным условиям, но если с открытием Приморского порта ситуация изменится, то могут быть пересмотрены и наши тарифы», - говорит Тадас Аугустаускас.

Впрочем, некоторые аналитики опасаются, что конкурировать с «Транснефтью» будет не так просто. Стоимость транспортировки нефти складывается из тарифа на прокачку по трубопроводу и из платы за перевалку нефти в порту. Если в Бутинге она составляет 4,7 долл. за тонну, то в Приморске - 1,94 долл. Не исключено, конечно, что «Транснефть» будет поднимать тарифы. В Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) говорят, что по крайней мере до марта 2002 года тарифы естественных монополий меняться не будут. А затем «Транснефть» может обосновать целесообразность повышения тарифов и поднять их на всех направлениях.

Отправить на Email

Также читайте в номере № 1 (17) январь 2002 года:

  • США: У штата Кентукки проблемы с избытком электричества

    Капитализм — это про проблемы перепроизводства, а социализм — про дефицит. Социалистический калифорнийский кризис со строительством электростанций в штате заставил устанавливать их по соседству. Теперь соседи Калифорнии просто не знают, что делать с генерирующими мощностями, которые при очередном колебании рынка оказались избыточны. 16 декабря 2001 г. опубликован обзор энергетических проблем штата Кентукки. В отличие от Золотого штата...

  • 4 новых энергоблока

    Инвестиционная программа развития концерна «Росэнергоатом» предусматривает ввод до 2005 года четырех ядерных энергоблоков суммарной мощностью 4 тысячи мегаватт в течение четырех лет. Согласно планам концерна будут достроены и введены в строй действующих энергоблоки № 3 Калининской АЭС, № 5 Курской АЭС, № 2 Волгодонской (Ростовской) АЭС и № 5 Балаковской АЭС. Объем выработки электроэнергии атомными станциями увеличится со 137 млрд. кВт/ч...

  • В Свердловской области - новые тарифы

    На заседании правительства Свердловской области обсуждалось введение новых тарифов на электрическую и тепловую энергию. Как сообщил заместитель председателя Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области Владимир Михайлов, на обсуждение были представлены два проекта постановлений - «О тарифах на электрическую энергию для населения» и «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую ОАО «Свердловэнерго». ...

  • Великобритания: Гринпис показыват пример террористам — штурмует ядерный реактор

    Но неплохая идея для террористов — замаскироваться под экологических шантажистов, чья деятельность в долгосрочной перспективе немногим менее разрушительна. Впрочем, террористы обычно добиваются очень похожих целей — они тоже хотят привести мир к своему собственному пониманию счастья и только поэтому выдвигают политические требования. 17 декабря 2001 г. 46 активистов Greenpeace протестовали против ядерного реактора Лукас-Хайтс (Lucas H...

  • Главный электрик-1

    Все разговоры Чубайса о привлечении в энергетику иностранных инвестиций являются блефом. Кому взбредет в голову вложить деньги в энергетику, которую возглавляет соавтор дефолта 1998 года? Логично, что теперь при реструктуризации РАО «ЕЭС России» и продаже «Медиа-Моста» они постараются наконец не забыть именно и только самих себя. Вряд ли они упустят последний шанс восстановить «справедливость». Однако для решения этой задачи им необ...


'