http://www.eprussia.ru/epr/102/7757.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (102) май 2008 года

Точка невозврата

Зарубежные проекты российских энергетиков – есть ли будущее?

Мы скоро не сможем строить за рубежом. Нам почти нечего показать. Технологии устарели. Советское технологическое наследие еще позволяет нашим энергомашиностроителям работать в узких сегментах мирового рынка. Впрочем, дефицит энергомашиностроительных мощностей в мире рано или поздно будет ликвидирован, а значит, энергетики при выборе поставщиков отдадут приоритет производителям самого современного, более эффективного и экологичного оборудования. Такой продукции мы предложить пока не можем.

Если взять в руки глобус и воткнуть по иголке в те места, где строили советские энергетики, то получится довольно густой ежик. Правда, распределение иголок у ежика не будет равномерным, но это незначительные детали. Шло время, советская власть в России кончилась, советских энергетиков тоже не стало. И наш густой ежик стал, в буквальном смысле, лысеть. Лысел, лысел, лысел и, наконец, исчез… Такой вот каприз природы приключился.

Для того чтобы понять, будет ли ежик снова густым, как прежде, необходимо взглянуть на то, каким он был раньше и каков сейчас, необходимо понять причины и ситуацию в отрасли: как строили за рубежом в советское время, в девяностые и после миллениума. Такой взгляд поможет понять происходящее сейчас и сделать вывод о собственном месте в происходящем.

Зарубежное строительство возможно только тогда, когда внутри рубежей ведется активная научная работа. Если такой системной работы нет – быстренько достраиваем советские заделы и уходим со сцены.

«После развала Союза мы ничего нового не придумали и не построили. Сейчас достраиваем советские проекты. Отсюда их сильные и слабые стороны», – говорит Евгений Судаков, заместитель генерального директора ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова».

Энергетическое строительство во времена СССР обеспечивалось мощной, в основном согласованной, работой внутри Союза. Интересы государственной политики диктовали машиностроителям, какое оборудование разрабатывать и производить, какие объекты строить, в каком месте вести строительство. Существовал единый центр управления энергетическим строительством в пределах границ СССР и вне их пределов, этим центром был Совет Министров.

Вместе с работой, ориентированной на внутренний рынок и только во вторую очередь – на внешний, еще в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого происходила координация текущих и перспективных планов стран – членов СЭВ. Фактически создание СЭВ можно квалифицировать как своеобразную попытку государств, образовавших социалистическую систему хозяйствования, создать общий рынок, развивать различные формы экономического сотрудничества и взаимовыгодного партнерства.

Энергетическое оборудование для энергетиков производилось в ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии, Югославии. В ГДР одним из крупнейших предприятий по выпуску энергетического оборудования являлся Магдебургский завод им. К. Маркса. В Чехословакии было освоено производство паровых котлов и турбин мощностью 60‑500 МВт. С 1970‑х годов между странами – членами СЭВ развивалось сотрудничество в области производства оборудования для атомных электростанций.

В 1990‑е случился развал СССР, развал устоявшихся хозяйственных связей: все предприятия встали перед выбором – либо научиться жить самостоятельно, либо умереть. И как следствие – разрушение системы управления, разрушение единой системы поступления заказов, обмена опытом в машиностроении. Все это привело к смерти ряда предприятий. Некоторые были перепрофилированы новыми собственниками. Многие научные институты смогли выжить и продержаться на плаву до сих пор только за счет зарубежных заказов и сдачи в аренду доставшейся по наследству недвижимости. Но это ненадолго, скоро технологии окончательно устареют, и заказчик уйдет. Нашу продукцию еще берут по двум причинам: первое – дефицит энергомашиностроительных мощностей в мире на фоне энергетического бума (все страны что‑то строят, вводят, модернизируют). Второе– наши традиционные партнеры – Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Иран, Индия, страны СНГ – все они традиционно тяготеют к нашей продукции, так как она у них уже эксплуатируется много лет, их специалисты учились на нашем оборудовании, знают его. К тому же ремонт, запчасти обходятся у россиян пока еще дешевле, нежели у «Сименса», «Альстома», «Мицубиси» и т. д. Стадия выживания для высокотехнологичных отраслей машиностроения еще не закончилась. Без возобновления активной, согласованной научно-проектной деятельности за пределами страны будет нечего показать.

Что касается атомной энергетики, в настоящее время запускаются только те блоки АЭС, которые были заложены и частично построены еще во времена СССР. Недавно анонсированная амбициозная программа по вводу большой мощности – предмет отдельного разговора.



Итак, что же есть новенького?

В 2007 году ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова», ОАО «ВТИ» и ФГУП «ЦНИТМАШ» получили заказ на создание оборудования блока на суперсверхкритических параметрах пара для Хорошевской ГРЭС. Это первый заказ от РАО «ЕЭС России» на проектирование нового энергетического оборудования. Первый заказ за более чем 15 лет. Вот такое «новенькое». Понятно, что кто‑то, где‑то чего‑то там себе разрабатывает, точнее будет сказать – модернизирует. Но только научные разработки обеспечивают прорыв в технологиях, приносящий деньги. Модернизация такого прорыва не даст.

Итак, подводя итоги можно сказать, что ничего нового в зарубежном энергетическом строительстве мы не в состоянии сделать. Ни о каком экспорте новых технологий сегодня говорить нельзя.

Чтобы такие технологии и менеджмент появились, у нашего координирующего органа – правительства – должно быть понимание того, по какому пути пойдет отечественное машиностроение и энергетика. Будет ли это заимствование технологий извне или же ориентация на собственные мозги, силы и ресурсы. Возможно, появится третий путь, объединяющий преимущества первого и второго. В любом случае, энергетическое строительство за пределами нашей необъятной родины на долгосрочную перспективу невозможно без экспорта технологий.

Если предположить, что отношение властей к промышленности, машиностроению, науке резко изменится, все равно успешными будут только отдельные игроки, массового сильного машиностроения в прежнем виде у нас внезапно не появится. Мы слишком отстали в науке, менеджменте и технологиях за прошедшие 15‑20 лет. Это отставание не ликвидировать вытягиванием одного или другого направления. Это системный кризис. Энергетический бум лишь сделал его заметным и публичным.

Если сравнивать план ГОЭЛРО-1 и нынешнюю ситуацию, то становятся заметными существенные отличия. Главное из них заключается в том, что в 1920‑30-е годы мы закупали единичные блоки и элементы оборудования. Создавались проектные институты, которые на основе уже имеющихся собственных разработок, мирового опыта и технических характеристик закупленного оборудования создавали отечественные образцы техники. За счет такой политики и был произведен качественный и количественный прорыв в энергетике страны. Сейчас по аналогичному пути идут китайцы. Одним из условий заключения контракта с ними является передача не только оборудования, но и технологий. Соответственно, характер закупок оборудования носит в некоторой степени разовый характер. Купили оборудование, получили технологию – построили завод, начали производство и экспорт.

Главное в этом деле – новые технологии управления, современный менеджмент: динамичный, нацеленный на результат, четко понимающий состояние, в котором пребывает наше машиностроение, и не строящий ненужных иллюзий. Надо не бояться идти на разумную кооперацию с иностранцами, а для этого необходимо стремительно делать свои предприятия прозрачными для потенциальных партнеров, выделять перспективные активы в отдельные компании (не обремененные непрофильными активами) для создания СП.
Александр СУДАКОВ, заместитель генерального директора ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова»
Юрий ЦЕШКОВСКИЙ, генеральный директор ОАО «Е4 – Севзапэнергосервис»

Отправить на Email

Также читайте в номере № 10 (102) май 2008 года:

  • Не останавливаться на достигнутом

    Завод «Донбасскабель» (Донецк), входящий в состав группы компаний «Севкабель-Холдинг», в 2008 году планирует увеличить объем реализации продукции не менее чем на треть по сравнению с 2007 годом. ...

  • Ветровая станция появится на дамбе

    Ветроэнергетический рынок в мире считается наиболее быстроразвивающимся – его прирост ежегодно составляет около 30 процентов. Объем инвестиций, вкладываемых в ветроэнергетику, стремительно растет: с 1997 по 2007 год он увеличился в пятнадцать раз. Программы государственной поддержки ветроэнергетики приняты в семидесяти странах. В прошлом году к этому списку добавилась Россия – в ноябре 2007 года президент подписал закон об ...

  • Великобритания: В поисках нефти

    Британское правительство получило 60 заявок от 54 компаний на проведение работ в 182 потенциальных нефтяных месторождениях. С точки зрения экспертов, на юге и востоке страны могут быть обнаружены сотни миллионов баррелей нефти. Пять лет назад таких заявок было всего восемь, однако заинтересованность компаний в добыче нефти выросла вместе с ценой на этот продукт. Правительство уже выдало разрешение на бурение скважин неподалеку от город...

  • Блиц

    В ОАО «Ленэнерго» проводят воздушное обследование линий электропередачи. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга в весенне-летний период специалисты «Ленэнерго» проводят облеты линий электропередачи 35‑110 кВ. «Это одно из важнейших мероприятий по подготовке линий к грозовому сезону, который начинается в мае месяце», — рассказывает главный инженер ОАО «Ленэнерго» Вик...

  • Тарифам поддали жару

    На своем последнем заседании правительство Виктора Зубкова отказалось рассматривать среднесрочный прогноз социально-экономического развития России до 2020 года. Вместо этого оно утвердило новый график роста тарифов для естественных монополий, включая энергетиков, РЖД и «Газпром». Как заявил заместитель главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Андрей Клепач, идея пересмотра тарифов принадлежала «Газпрому», РАО «ЕЭС Р...